Социально-психологические методы управления основаны на психологии и социологии. С точки социологии изучается личность в обществе; в коллективе, ее образ действий и быт. Психология изучает мир субъективных явлений психики личности. Характер протекания психологических процессов кладется в основу развития личности.
Социально-психологические методы управления включают:
1. Планирование социального развития коллектива.
2. Повышение творческой активности, инициативы членов организации.
3. Установление в коллективе благоприятного морально-психологического климата.
4. Использование различных форм коллективного, индивидуального и морального
поощрения.
5. Формирование трудового самосознания коллектива.
6. Сохранение и развитие заводских традиций и обычаев.
7. Учет индивидуально-психологических особенностей членов коллектива.
8. Учет и целенаправленное формирование мотивов трудовой деятельности.
Для реализации вышеуказанных направлений использую различные методы:
· Анкета.
· Социальный опрос.
· Хронометраж рабочего времени.
· Социометрия (выявление лидера).
· Беседа.
· Интервью.
Тема 6: Мотивационная деятельность в управлении
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации описывают структуру и содержание потребностей, их связь с мотивацией человека к деятельности; пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
В соответствии с теорией иерархии потребностей А. Маслоу люди испытывают определенный набор четко выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы, расположенные иерархически. Это потребности: физиологические; безопасности; принадлежности и причастности; признания и уважения; самовыражения.