double arrow

История изучения Крыма в к. XVIII — XIX ВЕКА

По указу императора Александра I от 8 октября 1802 года Новороссийская губерния была разделена на Николаевскую, Екатеринославскую и Таврическую. В Таврическую губернию вошли Крымский полуостров, Днепровский, Мелитопольский и Фанагорийский уезды Новороссийской губернии. Фанагорийекий уезд при этом был переименован в Тмутараканский, и в 1820 году передан в управление Кавказского края. В 1837 году в Крыму появился Ялтинский уезд, выделенный из Симферопольского.

Главным занятием крымских татар на полуострове в начале XIX века было скотоводство. Разводили лошадей, коров, волов, коз и овец. Земледелие являлось второстепенным видом деятельности. В предгорьях и у моря процветало садоводство, пчеловодство и виноградарство. Крымский мед в больших количествах вывозился из страны, особенно в Турцию. В 1804 году в Судаке, а в 1828 году в Магараче под Ялтой открылись казенные учебные заведения виноделия и виноградарства. Было издано несколько указов, предоставлявших льготы лицам, занимавшимся садоводством и виноградарством, им бесплатно передавались в потомственное владение казенные земли. В 1848 году в Крыму было произведено 716 000 ведер вина. Большое количество шерсти тонкорунных овец шло на экспорт. К середине XIX столетия в Крыму насчитывалось двенадцать суконных фабрик. В это же время значительно увеличилось производство зерна и табака. В первой половине XIX века в Крыму ежегодно добывалось от 5 до 15 миллионов пудов соли, которая вывозилась как во внутренние районы Российской империи, так и за границу. Ежегодно вывозилось также до 12 миллионов пудов красной рыбы. Началось изучение крымских полезных ископаемых. К 1828 году на Крымском полуострове было 64 предприятия обрабатывающей промышленности, к 1849 году — 114. Особенно ценились крымские сафьяны. На крупнейших казенных верфях Севастополя строились военные корабли. На частных верфях Ялты, Алушты, Мисхора, Гурзуфа, Феодосии строились торговые и небольшие суда для прибрежного плавания.

В 1811 году был открыт Феодосийский исторический музей, в 1825 году — Керченский исторический музей. В 1812 году в Симферополе открылась мужская гимназия. В том же году ученым-ботаником Христианом Христиановичем Стевеном на южном берегу Крыма у деревни Никита был основан Никитский ботанический сад.

В начале XIX века в Крым ездили из Москвы Волгой до Царицына, Доном до Ростова, Азовским морем до Керчи. В 1826 году была построена дорога от Симферополя до Алушты, в 1837 году продолженная до Ялты, а в 1848 году — до Севастополя. В 1848 году на границе Южного берега Крыма и северного склона гор сооружены Байдарские ворота.

Все вообще города получили значительные льготы. В Феодосии, Евпатории и Керчи были учреждены порты, для развития торговли сюда вызывались иностранные поселенцы, из которых большинство принадлежало грекам. Одновременно с учреждением порта в Керчи, в 1821 году, было образовано Керчь-Еникольское градоначальство, а Феодосийское в 1829 году закрыто. Севастополь, отнесенный в 1826 году к первоклассным крепостям, был исключительно военно-морским городом и не производил непосредственно заграничной торговли. Бахчисарай остался чисто татарским городом, Старый Крым — армянским. Карасубазар имеет также азиатский тип, но здесь татары живут вместе с армянами и караимами; наконец Симферополь, как центр управления, сделался действительно сборным пунктом всех народностей, населяющих губернию.

Русские поселения первоначально основывались или близ городов, или на трактах между ними. Но вообще русских сельбищ было не много, и число наших поселян на полуострове, ко времени крымской войны, представляло не более 15000 обоего пола. Одновременно с учреждением немецких колоний на материке, немцы явились и в Крым. В 1805 году они образовали в Симферопольском уезде три колонии: Нейзац, Фриденталь и Розенталь, и три в Феодосийском: Геильбрун, Судак и Герценберг. В ту же пору возникли три болгарских колонии: Балта-Чокрак в Симферопольском уезде, Кышлав и Старый Крым в Феодосийском. Все колонии устроились на хороших землях и, благодаря еще трудолюбию переселенцев, дошли до цветущего положения. Устроение южного берега, проведение по нему шоссе, относится к 30-м годам, ко времени генерал-губернаторства князя Воронцова, постоянно заботившегося об том, чтобы оживить край и ввести в нем правильное хозяйство. Вследствие большого заселения южного берега, в 1838 году был образован здесь Ялтинский уезд и Ялта из селения обращена в город.

В конце пятидесятых и начале шестидесятых годов, выселение (татар — A.A.) приняло огромные размеры: татары массами просто бежали к туркам, бросая свое хозяйство. К 1863 году, когда кончилось выселение, цифра ушедших с полуострова простиралась, по сведениям местного статистического комитета, до 141667 обоего пола; как в первый уход татар, большинство принадлежало горным, так теперь почти исключительно выселялись одни степные. Причины этого ухода еще не достаточно уяснены, остается только заметить, что здесь были и какие-то возродившиеся надежды на Турцию, имевшие отчасти религиозный характер и вместе ложный страх, что татар будут преследовать за их образ действий во время войны.

Одновременно с этим выселением, министерство государственных имуществ сделало вызов государственным крестьянам внутренних губерний к переселению в Таврический край, и сюда явились также болгары из отошедшей к Молдавии, по Парижскому трактату, части Бессарабии, и малороссияне и великороссияне из Молдавии и северо-восточной части Турции. Новые поселенцы водворялись, как на опустелых казенных землях, так и на излишних участках старых русских селений, переселение это началось собственно с 1858 года. Русских поселенцев государственных крестьян внутренних губерний к началу 1863 года, по сведениям министерства государственных имуществ было всего в губернию 29246. Малороссиян и великороссиян из Молдавии и Турции, к 1863 году в губернии считалось всего 7797 обоего пола. Болгар переселилось 17704 обоего пола. Тогда же в трех колониях Перекопского уезда водворились чехи из Богемии в числе всего 615 обоего пола. Население Таврической губернии в начале 1864 года состояло из 303001 мужского и 272350 женского пола, и всего 575351 обоего пола, живших в 2006 поселениях с 89775 дворами. В 1863 году в Таврической губернии были города: губернский Симферополь, Бахчисарай, Карасубазар, уездный город Днепровского уезда Алешки, уездный Бердянск, Ногайск, Орехов, уездный город Евпатория, уездные Мелитополь и Перекоп, Армянский Базар, уездный город Ялта, Балаклава, уездный город Феодосия, Старый Крым, Севастополь, Керчь и Еникале. Уезды — Симферопольский, Бердянский, Днепровский, Евпаторийский, Мелитопольский, Перекопский, Ялтинский, Феодосийский и Керчь-Еникольский. В городах полуострова проживает 85702 обоего пола, в уездах — 111171. Итого на полуострове проживает 196873 обоего пола.

Во второй половине XVIII века в Крыму широко развернулись систематические археологические исследования. В 1871 году по инициативе H. H. Миклухо-Маклая в Севастополе создана научно-исследовательская биологическая станция. По переписи 1897 года в Крыму жило 186000 крымских татар. Общее население полуострова достигало полумиллиона человек, проживавших в двенадцати городах и 2500 населенных пунктах. К концу XIX века Таврическая губерния состояла из Бердянского, Днепровского, Перекопского, Симферопольского, Феодосийского и Ялтинского уездов. Центром губернии был город Симферополь.

4) Следы перебывания первобытного человека в Крыму (100 000 лет — 2 тысячелетия до н.э.)

Первые следы пребывания человека на территории Крымского полуострова относятся к древнему каменному веку, делившемуся на ранний и поздний палеолит, и продолжавшемуся с 2-х миллионов лет до XIV — X веков до н. э. Останки первобытных людей, начавших заселять Крым около ста тысяч лет назад, обнаружены во многих местах полуострова. Широко известны древние стоянки Чокурча, Киик-Коба и Бакла вблизи Симферополя, 14 Заскальных стоянок у села Вишенное Белогорского района, Староселье у Бахчисарая, Кизил-Кобинские пещеры.

Первобытные люди на Крымском полуострове оставили свои следы вблизи Бахчисарая (Сюрень), у реки Качи, в долине реки Альмы, у реки Бодрака (Шайтан-Коба).Они уже разводили огонь, жили в пещерах, охотились на существовавших в Крыму животных.

Множество первобытных стоянок почти во всех частях Крыма относятся к периоду среднего каменного века — мезолиту, продолжавшемуся с IX до VI тысячелетия до н. э. Люди жили в пещерных стоянках Алимов навес в долине реки Качи, Сюрень II у реки Бельбек, Водопадный грот, Таш-Аир I, Буран-Кая у реки Бурульчи, Фатьма-Коба в Байдарской долине, Замиль-Коба I и II, Мурзак-Коба в долине реки Черной, Ласпи VII. У входов на стоянки Шан-Коба и Фатьма-Коба обнаружены остатки защитных сооружений.

Стоянки в степной части Крыма (Долинка, Ишунь, Мартыновка), в горной (Балин-Кош, Ат-Баш, Бештекне), у Бахчисарая (Таш Аир, Земиль Коба, Кая Арасы), на Керченском полуострове (Луговое, Тосуново), южном берегу (Улу-Узень) относятся к новому каменному веку, неолиту (5000 лет — 4000 лет до н. э.). На Крымском полуострове их более ста пятидесяти.

Люди ямной, катакомбной и срубной культуры, жившие в Крыму в эпоху медного века — энеолита (4000 лет — 2000 лет до н. э.) также оставили свои следы в степном и горном Крыму и на Керченском полуострове. Известны курганы Курбан-Байрам у Красноперекопска, Кеми-Оба у Белогорска, Золотой курган под Симферополем, Ласпи I, Гурзуф, Жуковка. В это время большинство племен еще не осело на землю и в поисках удобных мест существования по территории Европы и Азии перемещалось множество народов.

У Красной Горки в Симферополе найдена большая плита с лунками для возлияний, на которой изображен поединок. У Евпатории, Чокурчи, Бахчисарая, Астанино, у Тиритаки найдены каменные стелы — удлиненные плиты, на которых изображены верхние части головы, глаза, рот, руки. На одной из стел нанесен портупейный пояс, топор, лук и колчан. К этому периоду относятся первые следы меновой торговли населения Северного Причерноморья с племенами юго-западной и западной Малой Азии, а также Эгейского бассейна. В Бессарабском кладе в селе Бородино вблизи Аккермана — Белгорода Днестровского найдено четыре больших каменных секиры из змеевика малоазиатского происхождения. В Щетковском кладе в Побужье у Ингула обнаружены эгейские бронзовые двойные секиры и серпы микенского производства. На стоянках этого периода в Крыму найдена посуда, похожая на обнаруженную у Ингула и в Прикубанье, что говорит о торговых связях крымских племен со степным населением Северного Причерноморья.

5) Киммерийцы

Киммери́йцы — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э.и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья Железного века.

ТЕРРИРТОРИЯ

Киммерийцы обитали в степях Крыма и на территории Северного Причерноморья

БЫТ И КУЛЬТУРА

поселения в степи находятся по большей части в речных долинах и содержат многочисленные остатки, свидетельствующие о занятиях их обитателей не только земледелием, но и разведением крупного и мелкого рогатого скота лошадей и даже свиней, а также занятием рыболовством и охотой. Занимались они и домашними производствами, такими, как изготовление оружия, орудий и вещей бытового назначения из камня, дерева, кости, рога и глины, прядением, ткачеством и переработкой для нужд потребления других продуктов своего хозяйства: зерна, молока, мяса, шкур, кожи и т.д.Киммерийцам была известна и металлургия бронзы – литье в вырезанных из камня твердых формах или по восковой модели.

у с. Зольского близ г. Симферополя, произведенных в 1962 г. А.А. Щепинским. В кургане оказался великолепный набор разных костяных украшений и принадлежностей от конской узды. Его дополнил великолепный набор вещей, в том числе и местной художественной выделки, из Носачевского кургана.Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров, ромбовидных фигур и пр.

6) Кеми-Обинская культура — археологическая культура среднего энеолита, существовавшая на территории Нижнего Приазовья, Нижнего Поднепровья и Крыма в III тыс. до н. э.
Этническое происхождение тавров остается невыясненным. Возможно, они являлись коренными жителями Крыма, а возможно это часть киммерийцев, отступивших в Крым из Северного Причерноморья или с Кавказа под натиском скифов. Самоназвание тавров неизвестно, поскольку слово «тавры» - греческое и являлось изначально названием горного массива в Малой Азии, продолжением которого греки считали, и Кавказские, и Крымские горы. Затем этим же словом были названы и тамошние племена. Сам же Крым греки назвали «полуостровом тавров» - Тавридой.
Тавры заселили южное побережье и горы крыма начиная с I тысячелетия до н. э. или несколько ранее. Большинство поселений тавров было сконцентрировано на Южном берегу Крыма от нынешних мыса Айя до Феодосии. К поселениям тавров X-IV вв. до н. э. относятся: Уч-Баш около Инкермана, Ашлама-Дере под Бахчисараем, Таш-Джарган под Симферополем и др. Более поздние IV-V вв. обнаружены на горе Кошка у Симеиза, Караул-Оба близ Нового Света, к ним также относятся и многочисленные пещерные жилища. Поселения IV-I вв. до н. э. найдены на мысе Ай-Тодор, горе Аю-Даг, горе Кастель под Алуштой. Тавры жили компактными семейными общинами в поселениях в долинах и предгорьях у воды, горных убежищах из камней, пещерах. Путь на южный берег от мыса Эклизи-Бурун до устья Альмы закрывала оборонительная стена толщиной в два метра, сложенная таврами насухо из крупных камней.

О таврах упоминают многие античные источники. Геродот в середине V века до н. э. писал в своём труде «История» о таврах, как о свирепом народе, приносящем человеческие жертвы и живущем преимущественно разбоем. Диодор Сицилийский, Тацит описывали тавров, как варваров и убийц, занимающихся пиратством. Страбон в своей «Географии» в I в. до н. э. указывал базу таврских пиратов – Симболон Лимен, нынешнюю Балаклавскую бухту. Однако, археологи не нашли никаких подтверждений тому, что тавры получали что-то путем грабежа чужеземцев. Напротив, находки в поселениях тавров и единственном не разграбленном могильнике Мал-Муз в Байдарской долине свидетельствуют преимущественно о вполне мирных занятиях большей части тавров: рыболовстве, скотоводстве и земледелии. Рабства у тавров, по-видимому, не было. Религией Таврам служил культ Девы – богини плодородия. Ей приносились человеческие жертвы. Сохранились статуэтки Девы.

Таврам были приписаны памятники IX-V вв. до н. э. и даже более позднего времени в Горном Крыму, объединяемые в кизил - кобинскую культуру: согласно Геродоту, тавры занимали "гористую страну" в полосе от греческого города Керкинитиды (в черте нынешней Евпатории) до Скалистого (Керченского) п-ова. Кизил-кобинские поселения. Они чрезвычайно многочисленны и расположены главным образом полосой, тянущейся от Белогорска до окрестностей Севастополя. Это Балаклава, Уч-Баш и Сахарная Головка (в районе Инкермана), Ашлама (в Бахчисарае), Холодная Балка (близ Симферополя), Симферополь, Кизил-Коба, Ени-Сала, в верховьях Салгира, Нейзац, Тау-Кипчак (Белогорский район). Кошка (в районе Симеиза) и прочее. Поселения встречаются обычно у рек, причем, в горах они имеют укрепления в виде двух стен из дикого камня, промежуток между которыми забутован (Уч-Баш, Кошка). Использовались также скальные навесы и гроты (например, Таш-Аир). Поселения невелики и с бедным культурным слоем небольшой мощности, что свидетельствует о непродолжительности обитания.

7. Ски́фы — экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к народам, обитавшим в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну, где обитали скифы, — Скифией

Ещё в греческой литературе скифами назывались как жители Скифии, так и другие народы, проживающие на соседних со Скифией территориях и имеющие схожий со скифами быт. А с конца эллинизма скифами именуют многие южные народы, особенно кочевые.

Скифия располагалась в Украинских степях между Дунаем и Доном, а по некоторым историческим данным доходила до Кавказа. Вследствие войн территория государства периодически изменялась.

На территории Ростовской области проживали: скифы-кочевники, часть царских скифов, меоты, савроматы, будины, меланхлены.

Первые свидетельства о скифских племенах появляются в греческой литературе (Илиада) в VIII в. до н. э. По Гомеру, скифы какое-то время соседствовали с киммерийцами. Об этом свидетельствуют и ассирийские документы VIII - VII вв. до н. э., в которых упоминаются набеги этих племён на северные границы Ассирии. Однако действовали эти народы независимо друг от друга. По свидетельствам греческих писателей, а также Геродота, скифы, перейдя реку Аракс (Волга) в VI в. до н. э., вытеснили киммерийцев из черноморских степей. Киммерийцы отправились по черноморским перевалам в Закавказье и обосновались в Малой Азии. В это время скифы вторгаются в Месопотамию, Сирию, Египет, Мидию и другие земли, в войнах захватывают новые земли, обретают союзников то там, то здесь, снова с кем-то воюют и снова что-то захватывают.

Памятники второй половины II тысячелетия до н. э. показывают, что наряду с земледелием киммерийцы занимались кочевым разведением скота, коневодством. Возникает патриархальная первобытная община - род. Таким образом киммерийцы жили по всей территории позднейшей Скифии отдельными патриархальными племенными родами, складывавшимися в единый по названию племенной союз. Однако часть киммерийцев имела матриархальный порядок и позже вошла в состав савроматов.

В V - IV вв. до н. э. савроматы (позже их называли сарматами), жившие на левом берегу Дона, двинулись в Скифию, постепенно заняли всю её территорию, частично истребили население, частично слились с ним. Считалось, что они произошли от браков свободных скифов и воинственных женщин-амазонок, их язык был испорченный скифский, как считалось, по вине амазонок, не понимавших его. Женщины-амазонки появились здесь из-за греков. Греки, после очередного завоевания в Малой Азии, посадили пленных амазонок на свой корабль. Амазонки перебили весь экипаж, но не сумели управлять кораблём, и его просто занесло в устье Дона.

У савроматов женщины имели почётное положение, они имели власть, были жрицами, а до замужества воевали наравне с мужчинами. Пока женщина не убьёт врага, она не может вступить в брак.

Таким образом, уже в пору киммерийского общества возникли основные черты будущего скифского общественно-хозяйственного уклада и даже территориального распределения скифских земледельческих и кочевых племён. Скифы-завоеватели наслоились на местное население и просто смешались с ним. С конца VII в. до н. э. вся степь занята однородной культурой, лишь на немного отличающейся в некоторых местах.

8. Неаполь Скифский - царская крепость, построенная Скифами, являлась столицей позднескифского государства (с III века до н.э. по III век н.э.). Максимального расцвета город достиг во II веке до н.э.. В III веке н.э. был захвачен готами, и полностью разорен. Находится на территории современного Симферополя. Крепость Неаполь Скифский. Крупнейшей крепостью Крымской Скифии была столица позднескифского государства — Неаполь. Это треугольное мысовое городище площадью менее 20 га

Крупные археологические раскопки Неаполя Скифского проводились в период с 1940 по 50-е годы. Были обнаружены остатки массивных оборонительных стен толщиной почти 9 метров, башни, мавзолей, множество жилых помещений, фрески, обломки статуй, остатки греческих надписей. После проведения исследований все раскопанные сооружения были засыпаны землей для обеспечения их сохранности, так как средства на уход и охрану руин в тот момент отсутствовали. Отсутствуют они и сейчас, и этот уникальный археологический памятник мирового значения заброшен и находится в плачевном состоянии.

Скифы, вытесненные на Крымский полуостров сарматами, создали государство, основой которого стало земледелие и торговля зерном со Средиземноморьем. Как все старые этносы, на последней стадии своего развития скифы создали шедевры культуры, причудливо впитавшие в себя элементы античной эллинской культуры, непревзойденной законодательницы мод своего времени.

Город, основанный в III веке до н.э., в течение шести веков являлся столицей позднескифского государства. Расположенный рядом с торговым путем, соединявшим степь с южным берегом, город быстро рос и богател. Скифы постоянно вели войны с греческим населением полуострова, поэтому столицу защищали мощные стены с башнями.

Во время продолжительных войн с Херсонесом столица Скифии не один раз подвергалась нападению врага, известно, что город был разграблен и сожжен войсками полководца Диофанта. Но скифы вновь восстановили Неаполь, укрепив его еще более мощными стенами. Наибольшего расцвета город достиг во II в. до н.э. В 275 году новой эры город разрушили готы, но жизнь в нем продолжалась. Предполагают, что окончательно Неаполь Скифский разорили гунны в IV в.

После нашествия гуннов город погиб, о нем забыли на долгие века, и никто не мог сказать, где он находился. Волей случая Неаполь Скифский был открыт миру. В 1827 году жители нового города Симферополя вывозили с плато уже обработанные камни для строительства. Ценитель древностей А.И. Крым-Гирей увидел на одной из телег мраморный барельеф с надписями и изображением скифского всадника. Он направил ценные находки в Одесский музей древностей, после чего начались раскопки и исследования, длившиеся не одно десятилетие и подарившие миру замечательные, уникальные предметы скифской культуры, открывшие еще одну страницу истории.

В результате исследований, особенно интенсивных в 1945-1946 гг., были открыты оборонительные сооружения: две башни, одна из которых служила и мавзолеем, мощная южная городская оборонительная стена тощиной 8,5 метров, центральные ворота, жилые дома и общественные здания, хозяйственные постройки. На некрополе исследовано свыше 200 погребений: вырубленные в скале богатые фамильные склепы, земляные склепы и грунтовые могилы рядового населения. Роспись в одном из склепов изображает всадника, скифа с лирой, псовую охоту на кабана, в другом — скифа-лучника, танцующие фигуры и др. В мавзолее скифского царя Скилура было найдено множество золотых предметов. Из посуды на территории найдены кувшины с цилиндрическим высоким горлом.

9. Первые колонии эллинов (так себя называли древние греки) были основаны в Крыму в результате Великой греческой колонизации - расселения жителей материковой Греции в бассейнах Средиземного и Черного морей.

Нельзя сказать, что греческие колонисты «отправлялись в неизвестное». Задолго до начала колонизации их корабли посещали северные берега Черного моря, которое они называли Понтом Аксинским, то есть «Морем Негостеприимным». Вероятно, эллинов пугал относительно холодный климат и враждебность местных жителей - тавров и скифов. Однако уже после того, как здесь были основаны немногочисленные колонии, а с местными жителями завязалась оживленная торговля, море было переименовано в Понт Эвксинский, то есть «Море Гостеприимное».

Первыми греческими поселенцами в Крыму стали жители крупнейшего греческого города-государства Милета. Их внимание привлекли местности по берегам Керченского пролива. Здесь на месте современной Керчи милетяне основали город, получивший название Пантикапей. По преданию, землю для основания города уступил грекам скифский царь. Вероятно, скифы были заинтересованы в развитии торговли с греками, и потому не мешали последним организовывать колонии.

В течение VI в. до н. э. на Керченском полуострове возникают греческие города Тиритака (к югу от Керчи у поселка Аршинцево, на берегу Керческого залива), Китей (на Керченском полуострове, в 40 километрах к юге от Керчи), Киммерик (на южном берегу Керченского полуострова, на западном склоне горы Онук), Мирмекий (на Керченском полуострове, в 4 километрах от Керчи) и другие, образовавшие впоследствии Боспорское государство. Ряд городов основали на противоположном берегу Керченского пролива (Боспора). С точки зрения древних, этот пролив разграничивал Европу и Азию, поэтому земли на его восточном берегу назывались "Азиатским Боспором". Самым крупным городом Азиатского Боспора была Фанагория, названная так по имени ойкиста (вождя переселенцев) Фанагора.

Кроме того милетяне на берегах Эвксинского Понта основали более 70 поселений. Эмпории — греческие торговые пункты — начали появляться на берегах Черного моря в VII веке до н. э., первой из которых у входа в Днепровский лиман на острове Березань стала Борисфенида. Затем в первой половине VI века до н. э. в устье Южного Буга (Гипаниса) появилась Ольвия, в устье Днестра — Тирас, а на Керченском полуострове — Пантикапей (на месте современной Керчи) и дальше в сторону Меганома город Феодосия (на берегу Феодосийского залива) Кстати, это единственный город в Крыму, сохранивший свое название от античности до наших дней.

Жители боспорских городов вскоре развернули так называемую "вторичную колонизацию" - теперь уже они сами основывали многочисленные сельские поселения по берегам Боспорского пролива.

В конце VI в. в западном Крыму, на месте современной Евпатории, возникает Керкинитида. На юго-западе, на Гераклейском полуострове, жители Гераклеи Понтийской (города на южном берегу Черного моря) и Делоса (города на одноименном острове в Эгейском море) основали в районе современного Севастополя Херсонес Таврический. Город был построен на месте уже существовавшего поселения и среди всех жителей города — тавров, скифов и греков-дорийцев, поначалу было равноправие.

К концу V века до н. э. греческая колонизация Крыма и берегов Черного моря была завершена. Поселения греков появлялись там, где была возможность регулярной торговли с местным населением, обеспечивавшей сбыт аттических товаров.

Примерно с V века до н. э. начали устанавливаться и быстро развиваться скифо-греческие связи. Были и налеты и военные походы скифов на греческие причерноморские города. Известно нападение скифов на город Мирмекий в начале V века до н. э. При археологических раскопках обнаружено, что часть поселений, в этот период находившихся у греческих колоний, погибли в пожарах. Возможно поэтому греки стали укреплять свои полисы, возводя оборонительные сооружения. Скифские нападения могли стать одной из причин того, что независимые греческие причерноморские города около 480 года до н. э. объединились в военный союз.

10. Древние греки в 529 году до н. э. возвели на юго-западе Крыма в бухте Карантинной свой город. За многие годы процветания были построены великолепные здания и храмы различных религий. Херсонес был торговым городом и исчез по причине конкуренции с генуэзскими колониями. Он вел активную политическую и общественную жизнь, чеканил монеты. В начале 1500г. только в одном небольшом рыбацком поселке теплилась жизнь, народ постепенно покидал город, оставляя его пустым и необитаемым. Херсонесское государственное устройство было создано по типу греческого города-государства со строгим демократическим характером. Верховная власть принадлежала народу и выборному совету. Высшими законодательными органами в Херсонесе являлись Совет, готовивший декреты, и Народное собрание, утверждавшее их. Членом совета, магистрата и жрецом мог быть всякий, достойный народного избрания. Важнейшие вопросы народное собрание принимало на центральной площади — агоре. Здесь же горожане отмечали общественные празднества, сюда стекались участники и зрители религиозных церемоний.Народное собрание Херсонеса в первый период существования полиса выполняло функцию утверждения решений Совета, но также и обладало законодательной инициативой. В его состав входило все взрослое мужское население Херсонеса в количестве 2000—2500 человек.Народное собрание решало вопросы о даровании прав и привилегий иностранным гражданам, о чествовании своих сограждан и, как мы полагаем, внешнеполитические проблемы.Кроме народного собрания и Совета в Херсонесе существовали магистратуры.В античный период в Херсонесе был очень популярен культ богини Девы. В городе существовал храм богини, и при нем находились жрецы, которые также занимали должность царя-эпонима. Они посвящали Деве алтари и свои статуи. Простые жители полиса посвящали богине различные предметы, в том числе вотивные колонны и алтари. В храме Девы практиковалась инкубация — священный сон.

11. Боспорское царство — античное государство, существовавшее на территории восточного Крыма и Меотии.

Боспорское государство, возникшее задолго до греко-македонских завоеваний и непосредственно ими не затронутое, тем не менее во многом обнаруживает сходство с эллинистическими государствами Малой Азии — Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом.

В состав Боспорского царства в рассматриваемое время входили как эллинские полисы со сложившимися в них развитыми рабовладельческими отношениями, так и территории, населённые местными племенами, у которых рабство ещё только начинало развиваться. Количество полисов в центральной части Боспора было довольно велико: не только такие крупные города, как Пантикапей, Фанагория и Феодосия, но и менее значительные — Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Гермонасса — имели, невидимому, полисное устройство. Часть эллинского населения полисов составляли землевладельцы, однако население боспорских городов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Ведущую роль в среде господствующего класса играли купцы и владельцы ремесленных мастерских. Население, жившее за пределами полисных территорий,—-скифы, синды и меоты,— занимавшееся земледелием, подвергалось эксплуатации не только со стороны знати эллинских полисов и царей, но и со стороны местной аристократии, развившейся из родо-племенной знати. Можно предполагать, что за пределами территорий полисов боспорский правитель, подобно эллинистическим царям, считался верховным собственником всей земли, хотя часть её принадлежала на правах владения эллинской и местной знати.

Со второй половины III в. начинается, повидимому, упадок Боспора.

Упадок боспорской торговли в конце II в., связанный с изменениями политической обстановки в Греции и Малой Азии и с непрерывными столкновениями с соседями, привёл к уменьшению доходов боспорских правителей и не позволял им держать большую наёмную армию, а это затрудняло борьбу со скифами. К тому же нужны были средства, чтобы откупаться от скифов и сарматов и даже, повидимому, временами платить им дань. Всё это сказывалось и на внутреннем положении царства, вело к усилению эксплуатации зависимых земледельцев. К концу II в. положение настолько обострилось, что можно было ожидать совместного выступления рабов и зависимого крестьянства против правящей знати боспорских городов.

В этой обстановке правящие круги Боспора в поисках опоры, которая помогла бы им сохранить их привилегированное положение, обратились к понтийскому царю Митридату VI Эвпатору. В результате переговоров между обеими сторонами было заключено соглашение, по которому боспорский царь Перисад V «добровольно» передал свою власть Митридату. Однако широкие слои угнетённого населения Боспора и, в первую очередь, скифские рабы ответили восстанием на это соглашение между боспорской знатью и Митридатом. Скопление больших масс рабов в Пантикапее облегчило подготовку восстания, во главе которого стала группа рабов-скифов, принадлежавших царю Перисаду. Руководителем восстания был скиф Савмак. Подробности этого события неизвестны. Очевидно, одним из первых действий восставших было провозглашение царём Савмака. Таким образом, ими было организовано собственное царство, подобно тому как это произошло в Сицилии во время восстания в 137—132 гг. до н. э.

Решительные действия восставших грозили Митридату потерей его владений и влияния в Северном Причерноморье. В течение нескольких месяцев Митридат подготовил флот и сухопутное войско и весной 107 или 106 г. до н. э. отправил его под командованием Диофанта в Крым. Используя Херсонес в качестве опорного пункта, Диофант атаковал с моря Феодосию. И Феодосия и Пантикапей оказали упорное сопротивление войскам Митридата. Невидимому, в этих городах были особенно сильны позиции Савмака, так как здесь сосредоточивались большие массы свободной бедноты. Однако восставшие не обладали достаточной военной силой, чтобы отразить нападение Диофанта. Об их ожесточённой борьбе с понтийскими войсками свидетельствуют следы больших разрушений в конце II в. до н. э.: может быть, борьба происходила на улицах города даже и после того, как городские укрепления были захвачены Диофантом. Многих участников восстания Диофант казнил. Савмак был захвачен живым и отослан к Митридату в Синопу, где, вероятно, тоже был казнён.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: