double arrow

Фрейдизм и неофрейдизм; Бихевиоризм; Гештальтпсихология; Гуманистическая психология;Трансперсональная психология


Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений, — гештальтпсихология. Основным положением новой школы стало утверждение о том, что первичными данными психологии являются целостные структуры — гешталъты, не выводимые из компонентов, образующих гештальт.

Преодолению ограниченности круга изучаемых психологией явлений рамками сознания способствовало выделение в качестве основного предмета изучения поведения. Это было сделано в бихевиоризме. Бихевиоризм — одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул —реакция». Классический бихевиоризм сводил психику к различным, преимущественно двигательным, формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

С 20-х гг. XX в. начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (гештальтпсихологии, психоанализа). Необихевиоризм дополняется понятием о«промежуточных переменных» как факторах (мотивация, состояния, когнитивные структуры), служащих опосредующим звеном между стимулом и мышечными движениями.

На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления — фрейдизмаавстрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 — 1939). Богатая медицинская практика позволила 3. Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональныепереживания, изменённые состояния сознания ирелигиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология —недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье




Наиболее выраженной оппозицией признанию зависимой от различных факторов природы человека (от внешних стимулов в бихевиоризме; от вытесненных из сознания травмирующих переживаний в психоанализе) явились идеигуманистической психологии (Г.Олпорт, Ф.Перлз,К.Роджерс, А.Маслоу). Представители гуманистической психологии признавали за человеком право на его уникальность, способность к управлению собственным развитием и творческой самореализации, к достижению «идеального Я».

13 вопрос. Психология находит применение в различных сферах человеческой жизнедеятельности, таких как образование, управление предприятием, экономика, социология, медицина, политика, юриспруденция, техника, искусство, реклама и т. д. Охарактеризуем подробнее самые важные из этих областей.

Одной из распространенных сфер применения психологических знаний является психологическое обеспечение деятельности предприятия. Психолог на предприятии в зависимости от актуальности стоящих перед ним задач принимает участие в рекруитменте и адаптации персонала, в асессементе сотрудников, в обучении и повышении квалификации персонала, в мотивировании персонала, в организации эффективного руководства персоналом, в анализе и оптимизации социальной структуры предприятия, в управленческом консультировании.

Рекруитментом называется комплекс мероприятий по привлечению персонала для работы в фирме: определение потребности в персонале, определение профессионально-важных качеств и профессионально значимых ситуаций для вакантных позиций, разработка методов и средств определения профессионального потенциала персонала, разработка методов и средств профотбора. Асессемент – аттестация персонала, оценка личностного и профессионального потенциала работников, определение «балласта» и «авангарда» среди персонала и т.д. Под управленческим консультированием подразумевают помощь в решении спектра проблем, стоящим перед руководством фирмы, консультирование по вопросам управления персоналом, разрешения конфликтных ситуаций, проведения переговоров, а также личное консультирование сотрудников.



Важнейшей сферой применения психологических знаний является образование. Работа психолога в образовательных учреждениях содействует оптимальному проведению всего процесса обучения и воспитания: определение готовности ребенка к школе, разработка и осуществление развивающих программ, оказание помощи учащимся в кризисные периоды, проведение диагностико-коррекционной работы с «трудными» школьниками, проведение диагностики для выявления индивидуальных особенностей учеников, оптимизация межличностных взаимодействий участников образовательного процесса и консультирование учащихся, родителей и педагогов по вопросам, связанным с учебной деятельностью и по личным проблемам.

14. Психология как наука о поведении
В 1913 г. американский психолог Джон Уотсон (1878-1958), ставший теоретическим лидером бихевиоризма (от англ. behavior - поведение), провозгласил, что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Но объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Все, что не поддается объективной регистрации, т.е. мысли, сознание, - словом, все, что происходит внутри человека, не подлежит изучению. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. Согласно Уотсону, задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул -" реакция" (S-" R) являлась ведущей в бихевиоризме. С точки зрения представителей данного направления, личность человека есть совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание).

Поведением человека можно управлять, используя определенные психологические закономерности:

1. Закон эффекта, выведенный одним из пионеров бихевиористского направления Эдвардом Торндайком (1874-1949), уточняет: связь между стимулом и реакцией усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.д.). Поведение человека чаше всего вытекает из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и др.

2. Закон субъективной ценности подкрепления: чтобы управлять поведением, необходимо учитывать, какое подкрепление, какая награда является для живого существа наиболее важной, ценной и значимой в данный момент.

В концепции бихевиоризма человек понимается в первую очередь как реагирующее, действующее, обучающееся существо, "запрограммированное" на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно "программировать" человека на требуемое поведение. Между тем в недрах самого бихевиоризма психолог Эдвард Толмен (1886-1959) подверг сомнению схему £-" Я как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную / - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта: 5-* / -► /?.Американский психолог Беррес Фредерик Скиннер (1904- 1990) формулирует положение о трех видах поведения: безусловно рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (5) и называются респондентным (отвечающим) поведением (это реакция типа 5). Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только лишь ими не обеспечивается адаптация индивида к реальной среде обитания. Процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий живого существа на окружающий мир. Некоторые из таких проб случайно могут приводить к полезному результату, который в силу своей полезности закрепляется. Эти реакции (/?) не вызываются стимулом, а выделяются ("испускаются") самим организмом. Некоторые из них оказываются правильными и подкрепляются. Скиннер назвал их оперантными (реакции типа Я). Согласно Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление.

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Для разрешения социальных проблем современного общества Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Средством управления поведением людей выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Таким образом, Б. Ф. Скиннер сформулировал еще две закономерности:

3. Принцип оперантного обусловливания: поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям.

4. Закономерность субъективной вероятности последствий: человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий своих реакций. Чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека, и тем более он склонен отказаться от таких инициативных действий.

Б. Ф. Скиннер утверждал, что личность - это совокупность социальных реакций, навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Под влиянием определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и новые свойства личности.

Представитель необихевиоризма Альберт Бандура (1925- 1988) показал, что новое поведение может возникать не только вследствие спонтанной инструментальной активности (как это полагал Скиннер), но и в результате подражания, а также как результат вербального (словесного) инструктирования. Тем самым были сформулированы следующие закономерности управления поведением людей:

5. Закономерность подражания: человек склонен подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого.

6. Закономерность научения через наблюдение или пример: люди могут учиться, наблюдая или читая, или слыша о поведении других.

7. Закономерность самоподкрепления: люди

способны сами оценивать свое поведение и поощрять или критиковать либо наказывать себя, если нарушены установленные нормы, с которыми согласен человек.

В теории социального научения Джулиана Роттера (р. 1916) социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:

o поведенческий потенциал - каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;

o субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению);

o характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то ценит деньги или более чувствителен к наказанию и т.п.);

o локус контроля (от лат. locus - место, местоположение). Это понятие, введенное Роттером, делит людей в зависимости от того, чувствует ли человек себя "пешкой" либо считает, что достижение целей зависит от его собственных усилий. Экстерналы списывают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за вес хорошие и плохие события в их жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение проще программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений. Достижениями бихевиоризма являются внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения. Большое влияние бихевиоризм оказал на развитие психотерапии и методы программированного обучения.Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности

15. культурно историческая парадигма в психологии

 

Парадигма — это принятый научным сообществом единый свод правил, принципов или утверждений, неразрывно связанных в единую схему процесса получения научного знания, который начинается с этапа постановки проблемы вплоть до полного нахождения способа ее решения. Развитие современной психологии восприятия заключается в попытке синтеза различных направлений исследования и поиске новой парадигмы. В настоящее время в связи с большим количеством экономических и культурных преобразований огромное значение приобретает глубокое познание закономерностей психологии. Знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает особую значимость в тех сферах деятельности, где ведущее место занимает процесс межличностного общения. Это область психологической практики, сфера педагогического труда. Воздействие является результатом осуществления целей общения. В психологической науке проблема воздействия занимает центральное место, так как в ней рассматриваются вопросы, которые взаимосвязаны с управлением психическими явлениями.
С психологическими явлениями мы сталкиваемся постоянно. Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса. Это положение связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением, что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром.
Эффектом психологического взаимодействия является изменение субъективных характеристик, таких как потребности, отношения, способности, деятельность и поведение в результате взаимодействия людей. Каждый из нас в определенной степени может различать особенности характера людей, судить об их возможностях и способностях. Психологическое познание — это познание психического, опосредованного всеми существенными конкретными связями. Основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.
Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных проявлениях является не только объектом, но и средством психологического исследования. Так как материальные основы психики людей не сводятся к ее органическим основам, то образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознанием. Только внимательно изучив подлинное содержание и значение различных поступков человека и объективных результатов его деятельности, можно найти правильное их психологическое толкование.

16. Филогенезом (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение) называется процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку)

Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

антропсихизм (Р. Декарт) полагает, что психика присуща только человеку;

панпскшзм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

согласно биопсихизму психика — свойство живой природы (т е. присуща и растениям);

нейропсихизм (Ч. Дарвин) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

мозгопсихизм (К. К. Платонов) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга).

Согласно А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков Психики у живых организмов является наличие чувствительности. Под чувствительностьюпонимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т,п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности выступает способность образовывать условные рефлексы —закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.

Выделяют три основные стадии развития психики у животныхв филогенезе:

1. Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт —это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

2. Перцептивная стадии психики. На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов.

Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека —качественно более высокий уровень, чем психика животных. Ее главная отличительная особенность — наличие сознания. Согласно А. Н. Леонтьеву,сознательное отражение —это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Сознание и личность —качества, которые отличают человека от животных. Но возникают сознание и личность на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их нет у животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности,которая появляется в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. В процессе эволюции общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции —специфически человеческие общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества. Материальная, духовная культура человечества —это объективная форма воплощения достижений психического развития человека.

17.Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения –раздражимость.

Появление психической формы отражения как свойства особой материи связано с возникновением простейшей нервной системы. Такая нервная система впервые появляется у кишечнополостных животных (гидра, медуза, актиния). Эта нервная система представляет собой отдельные нервные клетки с отростками, переплетающимися между собой, и называется сетевидной или диффузной. При такой нервной системе наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители. Здесь еще нет какого-либо управляющего центра.

Управляющий центр появляется на следующем этапе развития нервной системы – ганглиозной (узловой или цепочечной) нервной системы. У червей нервные узлы (ганглии) расположены в каждом сегменте тела. Все узлы соединены между собой, и организм действует как единое целое. При этом головной узел устроен значительно сложнее, чем все остальные, и реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.

Нервная система, характерная для насекомых, представляет собой дальнейшее развитие и усложнение ганглиозной нервной системы. Здесь уже отчетливо выделяются брюшной, грудной и головной участки. Заметно усложняется головной узел, регулирующий движение конечностей, крыльев и других органов. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.

У позвоночных животных появляется новый тип нервной системы – центральная, для которой характерно выделение спинного и головного мозга. Развитие центральной нервной системы выражается в постепенной кортикализации, т. е. увеличении объема и роли коры головного мозга.

Развитие центральной нервной системы уразличных животных происходит неодинаково и неравномерно. Оно обусловлено образом жизни вида, особенностями среды обитания.

Для птиц решающее значение имеет зрение, и зрительная область коры получила у них наибольшее развитие. У обезьян и человека ведущую роль играют зрительные ощущения. Зрительная область коры у них развита значительно лучше, чем, например, обонятельная. С появлением центральной нервной системы появляется и новая форма психического отражения – перцептивная стадия развития психики. На этой стадии для животных доступно одновременное отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета. Благодаря этому создается предметное отражение.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: