Вопрос №9 Предпосылки возникновения научной психологии

Создателем первого варианта психологии как самостоятельной науки в виде физиологической психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий ученый, который пришел в психологию из физиологии. Назвав новую дисциплину физиологической психологией,

Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов — исследованием ощущений, времени реакций, ассоциаций.

Организовав в 1879 г. в Лейпциге первую психологическую лабораторию, Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе — путем выделения вовнутреннем опыте человека его простейших структур. Сознание представлялось как система психических элементов (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения.

Вместе с тем Вундт считал, что психология должна исследовать не только простейшие психические процессы, но и общие результаты психической деятельности, которые проявляются в психике различных народов.

Из этих установок и сложилась основная исследовательская программа Вундта, включающая два главных метода — психологический эксперимент и исследование культуры народов. Эти идеи он изложил в своей книге «Основания физиологической психологии» (1874), которая считается началом психологии как самостоятельной науки.

Объектом этой науки являются процессы, доступные как внутреннему наблюдению так и внешнему. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону. Это двуединство психологических явлений проявляется уже в простейших формах — ощущениях.

Экспериментальное изучение этих простейших психологических структур — важнейшая задача психологии как экспериментальной науки.

Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемой, был признан «непосредственный опыт», приобретаемый человеком. Главным экспериментальным методом был признан метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании, его простейшими структурными элементами: восприятиями формы, цвета предметов, силы звуков и т.п.

Однако скоро выявились и некоторые трудности применения методов эксперимента к психологическим явлениям. Эти трудности были порождены особой изменчивостью, динамизмом, подвижностью психических феноменов, а также тем обстоятельством, что, как оказалось, психика отнюдь не сводится только к сознанию, в ней большую, а порою даже решающую роль играет ПОДСОЗНАНИЕ!!!, выявить которое с помощью рациональных средств не удастся.

12. Основные направления развития психологических школ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: