Экзаменационный билет №29

1. Основные понятия возрастной психологии

понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии — важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения.

Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.

Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики:

— тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; — необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);

— обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);

— неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

— зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);

— переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);

— тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).

Функционалгенез, функциональное развитие психики — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действия­ми, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Важнейшее понятие психологии развития — психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

2. Классификация групп

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых отношений между собой, могут ничего не знать друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Такие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной роли.

Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Она немногочисленна — от 3 до 15 человек, которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: соприсутствие людей в пространстве и времени. Оно позволяет устанавливать контакты, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты помогают человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, а только в этом случае можно говорить о наличии малой группы.

В малой группе взаимодействие очень тесное: активность одного из членов — это одновременно стимул для всех остальных участников и реакция того на них.

Важно также наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация ее как некоего предвосхищаемого результата способствует удовлетворению потребностей каждого, соответствуя одновременно общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяют динамику функционирования малой группы.

Можно выделить три рода целей:

1. Ближние перспективы: цели, которые реализуются быстро во времени и выражают потребности этой группы.

2. Вторичные цели: более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом).

3. Дальние перспективы: объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.

Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная групповая цель, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую ее структуру.

Для нее особое значение имеет организующее начало. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов (в лидере, руководителе), а может и не быть таковым, но это вовсе не означает, что оно отсутствует. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативный характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, распределение власти) — также одна из особенностей существования группы. Это значит, что активность ее членов не является однородной, они вносят разный вклад в совместную деятельность, играют различные роли.

Между членами группы устанавливаются эмоциональные отношения, которые влияют на активность всей общности, приводят к разделению на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений.

Для группы обязательна выработка специфической культуры. Это — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие общую динамику. Данные нормы — важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия между ними. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическим органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера. Распределение власти тесно связано с характером коммуникации, обмена информацией и идеями.

Можно классифицировать группы, принимая во внимание специфику распространения информации и организации взаимодействия между членами группы.

Так, выделяются:

1. Пирамидальная группа, которая является:

системой закрытого типа;

❖ построена иерархически;

❖ информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху

вниз (приказы); ❖ каждый человек знает свое определенное место;

❖ в группе ценятся традиции;

❖ руководитель группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются ему; ❖ такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях.

2. Случайная группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, однако все-таки что-то их объединяет (творческие коллективы, а также новые коммерческие структуры в ситуации рыночной неопределенности).

3. Открытая группа, в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы; главное общее дело (свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей).

4. Группа синхронного типа, когда люди находятся в разных местах, но идут в одном направлении, так как знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый продвигается сам, но все поступают синхронно, даже без обсуждения и согласования.

Если встречается какое-то препятствие, отличительная особенность каждой группы становится более яркой:

♦ пирамидальная усиливает порядок, дисциплину, контроль;

♦ успех случайной зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы;

♦ успех открытой обусловлен умениями достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными способностями, уметь слушать, понимать, согласовывать;

♦ эффективность синхронной связана с талантом, авторитетом — «пророком», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.

Принято считать, что оптимальная по численности группа должна насчитывать 7 ± 2 (т. е. 5, 7, 9) человек. Известно также, что она хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в противном случае могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что многочисленные коллективы плохо управляемы, а состоящие из 7-8 человек наиболее подвержены конфликтам, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей напряжение, как правило, ослабляется.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию.

Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать такие роли.

Это:

♦ координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;

♦ генератор идей, стремящийся докопаться до истины; воплотить же свои идеи на практике он не в состоянии;

♦ энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;

♦ контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею, он исполнителен, но чаще сторонится людей;

♦ искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела, может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно пользуется большой популярностью в коллективе;

♦ исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;

♦ работяга, не стремящийся занять чье-либо место;

♦ шлифовщик необходим, чтобы другие не перешли своих границ.

3. Методы педагогической науки

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности:

· Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);

· Неповторимость;

· Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерностей в педагогических процессах.

Принципы выбора методов исследования:

· Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;

· Принцип совокупности методов исследования.

Классификация методов исследования:

1.Теоретические методы.

2.Научно-прикладные методы:

1.Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:

1.По масштабу:

· глобальный;

· локальный;

· микроэксперимент.

2.По цели:

· констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);

· проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);

· формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).

3.По месту проведения:

естественный;

лабораторный.

2.Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:

1.Традиционно-педагогические методы:

· наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;

· изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;

· изучение первоисточников;

· изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);

· изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);

· беседа;

· интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.

2.Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.

3.Методы изучения коллективных явлений (социологические):

1.Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.

Различают:

· по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);

· по открытости (самостоятельный ответ);

· закрытые (выбор из готовых вариантов).

Виды:

· полные;

· урезанные.

Типы:

· пропедевтические;

· контрольные.

2.Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.

3.Статистические методы:

· регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);

· ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);

· шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: