Словообразование

Итогом изучения разделов “Морфемика” и “Словообразование” является способность выполнить комплексный структурный анализ слова с установлением словообразовательной и морфемной структуры лексической единицы в ряду соотносительных с ней лексем и словоформ. В соответствии с указанной задачей разграничиваются два синхронных аспекта анализа – деривационный (словообразовательный) и морфемный. Разграничение синхронного и диахронного планов в структуре лексических единиц необходимо учителю, так как неразличение современной и исторической морфемной структуры приводит к грубым ошибкам при изучении разделов “Состав слова” и “Словообразование” в школьном курсе русского языка.

В отличие от диахронного словообразования, которое отражает реальные исторические процессы создания и формирования нового слова, синхронное словообразование отражает особенности структуры мотивированного слова, которая определяется через взаимоотношение мотивированного и мотивирующего слов на том или ином этапе развития языка. Так, с точки зрения истории происхождения, наречие досуха образовано путем перехода в него краткого прилагательного в форме родительного падежа с предлогом до- (наречие образовалось в тот период, когда краткая форма прилагательного склонялась): до сух(-а) → досуха. С позиции синхронного словообразования наречие досуха мотивируется прилагательным сухой, а словообразовательное значение выражается с помощью префикса до- и суффикса –а: сухой → до сух а. Отсюда и разные способы словообразования: диахронный – морфолого-синтаксический (переход слова из одной части речи в другую) и синхронный – префиксально-суффиксальный.

Первая последовательная научная классификация способов образования в русском языке была разработана В.В. Виноградовым (1951), который, не ставя перед собой задачи разграничения синхронных и диахронных способов, выделил четыре основных способа словообразования. Он выделил морфологический способ словообразования, противопоставив неморфологическим способам: лексико-семантическому, лексико-синтаксическому и морфолого-синтаксическому.

Морфологический способ, центральный способ русского словообразования, - это “образование новых слов с помощью аффиксов” (префиксов, суффиксов и др.); лес- ник, по- обедать, на -столь- н- ый. К нему (в классификации В.В. Виноградова) примыкает фонетико-морфологический способ – такой прием создания слов, при котором их образование происходит без присоединения материально выраженных словообразовательных аффиксов, но сопровождается фонетическими изменениями: чередованием или перемещением ударения: глухóй → глушь; сухой → сушь.

Неморфологические способы не используют аффиксальных словообразовательных средств.

Лексико-семантический неморфологический способ – это образование нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы, формирования омонимов путем распада одного слова на два: кулак (‘зажиточный крестьянин’) ← кулак; успевать (‘хорошо учиться’) ← успевать (ср. успеть).

Лексико-синтаксический неморфологический способ – это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния двух и более слов: умалишенный (ума лишенный), сумасшедший (с ума сшедший), сегодня (сего дня), семьсот (семь сот).

Морфолого-синтаксический способ в классификации В.В. Виноградова включает все факты перехода слов из одной части речи в другую, а также тесно связанные с ним случаи отрыва формы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово: рабочий (сущ.) ← рабочий (прилаг.), весной (наречие) ← весной (сущ.), караул! (междометие) ← караул (сущ.).

В дальнейшем классификация способов русского словообразования, предложенная В.В. Виноградовым, подверглась уточнениям и корректировке: так, фонетико-морфологический способ стал рассматриваться как разновидность морфологического и получил название “безаффиксального” способа; с выделением же нулевых словообразовательных аффиксов он стал трактоваться как нулевая суффиксация; изменения значений слов (лексико-семантический способ) и развитие омонимии в современной науке, как правило, относятся к сфере лексикологии. В то же время разработанная В.В. Виноградовым классификация способов словообразования последовательно учитывается в практике преподавания: именно она лежит в основе школьного курса русского языка. В современной же дериватологии эта классификация способов словообразования может быть отнесена только к диахроническому словообразованию: выделенные В.В. Виноградовым способы (прежде всего неморфологические) позволяют дать ответ на вопрос, с помощью каких средств в истории русского языка было образовано то или иное конкретное слово.

Например, появление в языке слова спасибо, созданного лексико-синтаксическим способом на базе устойчивого сочетания лексических единиц спаси Бог, - результат длительного исторического развития, а не использования типизированной модели в настоящем. В современном русском языке сохраняют продуктивность лишь отдельные разновидности неморфологических способов. Это, например, субстантивация прилагательных и причастий (приёмная, докладная, командировочные,провожающие, отъезжающие) и сращение, или слияние наречия и прилагательного или причастия (долгоиграющая пластинка, быстрорастворимый кофе, вечнозеленое дерево).

В научной литературе по словообразованию существуют разные классификации способов словообразования. Одни классификации строятся без учета синхронии и диахронии в словообразовании, другие выделяют чисто синхронные и диахронные способы словообразования.

Предлагаем использовать следующую классификацию синхронных способов словообразования (деривации):

1. Суффиксальный способ (суффиксация), показателем которого выступает материально выраженный или нулевой суффикс, например: лицо → лич н ый, лич ик о, лич ин а; зима → зим н ий, зим ушк а, зим ова ть. Нулевой суффикс встречается в отглагольных существительных со значением отвлеченного действия: выходить → выход?, взрывать→ взрыв?; в существительных, образованных от прилагательных со значением отвлеченного признака: тихий → тишь? (тихая погода) (ср.: тиш ин а с материально выраженным суффиксом), зеленый → зелень?; в отдельных прилагательных: золото → золот?ой; числительных: шесть → шест?ой. существительных: заикаться → заик?а.

В лингвистической литературе нулевую суффиксацию либо выделяют в отдельный способ словообразования, либо называют безаффиксным способом, либо относят к флективному способу образования, либо рассматривают в составе суффиксального способа (как в предлагаемой классификации).

Разновидностями суффиксального способа образования (деривации) также являются постфиксальный способ, при котором к мотивирующему глаголу присоединяются постфлексийные суффиксы - ся (например: волновать→волновать ся), - то, -либо, -нибудь (например: кто → кто- то, где → где- либо), и суффиксально-постфиксальный способ – присоединение к мотивирующей основе суффикса и постфикса (например: гордый→горд и ть ся).

2. Префиксальный способ (префиксация), показателем которого выступает префикс, например: город→ при город, ехать→ под ъехать, сильнее→ по сильнее. При префиксации приставка присоединяется не к мотивирующей основе, как при суффиксации, а ко всему мотивирующему слову и не переводит мотивированное слово в другую часть речи.

3. Комбинированные способы словообразования (деривации), при которых в структуру лексической основы мотивированного слова включается более одного деривационного форманта. Разновидности комбинированной деривации:

а) префиксально-суффиксальный способ (например: стакан → под стакан ник), в том числе деривация с нулевым суффиксом (например: усы → без ус?ый. Внешне эта разновидность неотличима от префиксации, однако для разграничения указанных способов следует иметь в виду, что при префиксации мотивированное слово принадлежит к той же части речи, что и мотивирующее, тогда как мотивированное слово рассматриваемой разновидности комбинированной деривации воспроизводит иные, чем мотивирующее, лексико-грамматические свойства.

б) префиксально-постфиксальный способ, например: играть → до играть ся, думать → за думать ся;

в) суффиксально-постфиксальный способ, например: гордый → горд и ть ся;

г) префиксально-суффиксально-постфиксальный способ, например: земля → при земл и ть ся.

4. Сложение основ (строитель судов → судостроитель) и сложение слов (диван-кровать, лекция-концерт, вечнозеленый). Различаются следующие разновидности сложения основ:

а) безаффиксальное (“чистое”) сложение, например: устойчивый к морозу → морозоустойчивый, север и восток → северо-восток;

б) сложение с суффиксацией – с материально выраженным и нулевым суффиксом, например: железная дорога → железнодорож н ый; везде ходит → вездеход?. Для разграничения сложения с нулевым суффиксом и безаффиксального сложения имейте в виду следующее: при чистом сложении (безаффиксальном) вторая часть мотивированного сложного слова совпадает со вторым мотивирующим словом (судо строительстроитель судов), тогда как при сложении с нулевой суффиксацией такого совпадения не наблюдается (контейнеро возвозить контейнеры);

в) аббревиация – сложение основ, например: БАМ (звуковая аббревиация), КНР (буквенная), замполит (слоговая), районо, сбербанк (смешанная).

Словообразовательный анализ имеет своей целью определение места анализируемой лексемы в ряду структурно соотносительных с ней лексических единиц. Эта задача решается путем построения словообразовательной (деривационной) цепочки – ряда однокоренных слов, связанных отношением семантической мотивации. В этой связи выделяются слова мотивированные и немотивированные. Мотивированными являются слова, значение которых может быть истолковано с помощью однокоренных с ними слов. Так, например, существительное “листва” по значению может быть истолковано как “совокупность листьев”, прилагательное “деревянный” как “сделанный из дерева”, глагол “молодеть” как “становиться моложе” и т.д. Ср. невозможность такого способа истолкования значения слов “лист”, “дерево”, “моложе”, которые рассматриваются в качестве немотивированных слов.

Мотивированные слова осознаются как таковые только потому, что в языке существуют соотносительные с ними мотивирующие слова – лексические единицы, входящие в истолкование семантики мотивированных слов. Так, в приведенных выше примерах слова “лист”, “дерево”, “моложе” являются мотивирующими по отношению к словам “листва”, “деревянный”, “молодеть”. Следует различать понятия “мотивирующее слово”, “немотивированное слово” и мотивированные слова. Например, существительное “писатель” является мотивирующим к прилагательному “писательский” (‘имеющий отношение к писателю’), само, в свою очередь, является мотивированным глаголом “писать”.

В составе мотивирующего слова вычленяется мотивирующая основа – общая часть лексической основы мотивирующего и мотивированного слов с учетом морфонемных чередований и наложения основ. Морфонемные чередования – это чередования фонем в рамках одной морфемы, например: рук а – руч ной, друг – друж ба – друз ья.

При построении деривационной цепочки устанавливается способ деривации – наращения и изменения в структуре основы мотивированного слова по сравнению с мотивирующей основой. Установление способа деривации связано с определением деривационных средств – основных (конкретных аффиксов) и сопутствующих (морфемных чередований, например: пек у → печ ень е; наложения, например: Омск → ом ск ий; усечения основы мотивирующего слова, например: удаваться → уда ч а).

Так, сопоставляя структуру мотивированного слова “горожанин” (‘житель города’) с мотивирующей основой “город”, устанавливаем следующее: а) в основе мотивированного слова есть суффикс - анин, отсутствующий в мотивирующей основе; б) присоединение суффикса к мотивирующей основе сопровождается морфонемным чередованием /д/: /ж/. Таким образом, устанавливаем, что способ деривации для существительного “горожанин” – суффиксация + морфонемное чередование: горож анин ← город.

Деривационный анализ завершается построением деривационной цепочки, начальным звеном которой служит немотивированная лексема, а конечным – анализируемое слово. Ср., например, деривационную цепочку существительного “общественность”: общественн ость ← обществ енн ый ← общ еств о ← общий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: