Вопросы к зачету. 1. Словообразование в языковой системе

1. Словообразование в языковой системе. Связь словообразования с лексикой, морфологией и другими науками о языке. Работа В.В. Виноградова «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии». Место раздела «Словообразование» в школьных учебниках.

2. Два подраздела словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ, их соотношение (работы В.В.Лопатина, И.Г.Милославского, К.А.Тимофеева). Специфика каждого подраздела и ее отражение в школьных учебниках.

3. Понятие морфемы. Морф, алломорф, субморф (И.А.Бодуэн де Куртене, «Русская грамматика», Е.А.Земская, Н.М.Шанский и др.). Морфема и слово. Многозначность, синонимия, антонимия и омонимия в морфемике.

4. Функции морфем. Формообразование и словообразование в научной и школьной грамматиках. Вопрос об интерфиксе (А.И.Моисеев, Е.А.Земская, Е.С.Кубрякова, А.Н.Тихонов и др.).

5. Понятие корневой морфемы. Разновидности корня. Изучение корня в школе. Вопрос о радиксоидах (Г.О.Винокур. А.А.Реформатский, Е.А.Земская).

6. Классификация морфем и ее основания (критерии). Флексия. Вопрос о функциях флексии (В.В.Виноградов, Н.М.Шанский, В.Н.Немченко и др.). Изучение окончания в школе.

7. Корень и аффиксы (сопоставление). Вопрос об аффиксоидах (Н.М.Шанский., В.Н.Немченко, «Русская грамматика»). Понятие регулярности морфем. Вопрос унификсах и единичных корнях (Г.О.Винокур, Е.А.Земская, А.Н.Тихонов).

8. Аффиксы. Типы аффиксов. Е.А.Земская об особенностях суффиксов и приставок.

9. Проблема нулевых аффиксов, принципы их выделения (Е.А.Земская, «Русская грамматика», Н.М.Шанский, В.Н.Немченко). Нулевые аффиксы в школьном учебнике.

10.Понятие основы слова. Разновидности основ, представленных в школьном учебнике. Г.О.Винокур и Е.А.Земская о членимости основы. Соотношение членимости и производности.

11.Синхронный и диахронный аспекты в изучении морфемики. Типы исторических изменений в основе слов (И.А.Бодуэн де Куртене, В.А.Богородицкий, Н.М.Шанский и др.). Этимологический анализ слова.

12.Основные словообразовательные понятия: дериват, производящая (исходная) словообразовательная база, формант. Понятие словообразовательной пары. Критерии определения исходной базы. Г.О.Винокур, Е.С.Кубрякова, В.В.Лопатин и др. о соотношении деривата и производящего слова.

13.Виды осложнений в словообразовательной паре (И.С.Улуханов, А.Н.Тихонов, Е.А.Земская, В.Н.Немченко и др)

14.Словообразовательное значение, способы его выявления. Е.С.Кубрякова, И.С.Улуханов, В.В.Лопатин и др. об особенностях семантики дериватов.

15.Виды словообразовательной мотивации в работах современных лингвистов.

16.Понятие словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда в научной и школьной грамматиках. Структура словообразовательных гнезд. Прямые и опосредованные структурно-семантические связи слов. «Словообразовательный словарь» А.Н.Тихонова.

17.Понятие словообразовательного типа (СТ). Продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы. Е.А.Земская, И.С.Улуханов, К.А.Тимофеев, Н.А.Янко-Триницкая и др. о словообразовательных типах и парадигматике в словообразовании.

18.Словообразовательные способы с участием морфем. Статус дериватов типа взмах, кума, золотой, и под. в современной лингвистике. Изучение способов словообразования в школе.

19.Сложение, его разновидности.

20.Аббревиация, ее разновидности и СТ. Особенности современной аббревиации.

21.Способы словообразования без участия морфем. Морфолого-синтаксический способ, его разновидности. СТ, характерные для субстантивации. В.В.Виноградов, В.В.Лопатин, «Русская грамматика» о разновидностях морфолого-синтаксического способа.

22.Лексико-синтаксический способ. Приемы разграничения слияния и сложения.

23.Синхронные и диахронные способы словообразования. Вопрос о редеривации и лексико-семантическом способе в работах Н.М.Шанского, Е.А.Земской, И.Г.Улуханова и др.

24.Понятие лексической и синтаксической деривации, модификации и мутации в работах Е.Куриловича, Е.А.Земской, М.Докулила и др.

25.Словообразовательные процессы в современную эпоху. Проблемы словотворчества. Реальное, потенциальное, окказиональное словообразование. Анализ работ В.В.Лопатина, А.Г.Лыкова, Е.А.Земской, В.В.Виноградова и др.

26.Словообразование и текст: создание и употребление текстовых номинаций, функции дериватов в тексте, актуализация словообразовательной структуры слова и морфем в книге Е.А.Земской «Словообразование как деятельность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: