double arrow

Вопросы и задания. 1. Каковы основные единицы словообразования?

1. Каковы основные единицы словообразования? С единицами каких других разделов языкознания они связаны? Чем словообразование отличается от формообразования (словоизменения)? В каком разделе языкознания изучается процесс формообразования?

2. Определите, какие пары слов являются родственными словами, а какие – грамматическими формами одного слова. Графически обозначьте и укажите слово- и формообразовательные морфемы*.

Вымыть – вымыт, злить – злющий, петь – поющий, отпереть – отпирая, шить – ушить, шестеро – шестерых, заплесневел – заплесневелый, красный – краснеть, дружеский – дружески, пиши – пишите, белят – белеет, белый – белизна, широкий – широченный, быстрый – быстрейший, саму – самый.

3. Все ли слова изучаются в словообразовании? Какие признаки имеет производное слово в отличие от непроизводного?

4. В чем состоит специфика лексической семантики производного слова?

5. Какая основа называется основой словообразования? Какова ее функция? Как соотносятся между собой членимость и производность основы? Покажите эту соотнесённость, проанализировав однокоренные слова с радиксоидами и с производной основой, например: улица и уличный.

6. Все ли слова имеют производящую основу? Как вычленяется эта основа?

7. Что называется словообразовательным формантом? Почему это понятие входит в состав базовых понятий дериватологии?

8. Определите, какие из приведенных слов имеют основу словообразования. Обозначьте её графически. Охарактеризуйте дифференциальные признаки таких слов.

Городской, бездельник, глядя, смотревший, наполнитель, ровно, дешевизна, мужественный, отчужденность, перевозка, пять, где, вручить, листопад.

9. Разграничьте понятия «производящее слово» и «производящая основа» на примере слов карандаш – карандашный, конь – конный, узкий – узость, город – пригород, читать – вчитаться.

10. К производным словам подберите производящие (мотивирующие); установите, от чего именно образовано производное слово: 1) от основы; 2) от усеченной основы; 3) от всего производящего слова в целом; 4) от сочетания слов. Раскройте смысловую соотносительность производящего и производного слов.

___________________________________________________________________

*Языковой материал взят из упражнения 138 учебного пособия по рус-скому языку для 10 класса / Л. А. Мурина [и др.]. – Мн.: Нар. асвета, 2005. – С. 74. (И в дальнейшем знак * будет указывать на упражнения, взятые из данного школьного учебника либо полностью, либо частично.)

Безветрие, бездорожье, беглец, белизна, белила, вестник, гра-дусник, двигатель, лесостепь, не-тронь-меня, осмотрщик, осторож-ность, перекати-поле, подбородок, пододеяльник, предплечье, при-горок, пробежка, пулеметчик, пуск, царь-пушка, шиповник.

Тема 5. Способы словообразования

План

1. Отношения производности между мотивирующим (произ-водящим) и мотивированным (производным) словами. Понятие де-ривационного значения.

2. Понятие словообразовательной модели и словообразова-тельного типа. Продуктивные и непродуктивные словообразова-тельные модели.

3. Способы словообразования в синхронном и диахронном аспектах. Классификация способов синхронного словообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: