Словообразование современного русского языка носит системный характер и представляет собой совокупность производных слов, иерархически объединенных на основе парадигматических и синтагматических отношений в группировки разного объема и структуры. «Основной единицей системы синхронного словообразования является производное слово, оно состоит из простейших (внутрисловных) единиц и входит в единицы более сложные – комплексные» (Е.А. Земская).
Остановимся более подробно на комплексных единицах словообразовательной подсистемы русского языка.
Словообразовательная пара — это совокупность двух единиц, находящихся в отношениях словообразовательной мотивированности: слушать → слушатель, звезда → созвездие, заведующий лабораторией → завлаб. Словообразовательная пара представляет собой мотивирующее и мотивированное слова, связанные отношениями словообразовательной мотивированности и способом словообразования.
Словообразовательный тип — совокупность производных слов, характеризующаяся общностью трех признаков: части речи мотивирующих слов, словообразовательного форманта и словообразовательного значения. Так, одному словообразовательному типу принадлежат существительные жемчужина, горошина, картофелина, клюквина, мотивированные одной частью речи — существительным (жемчуг, горох, картофель, клюква), относящиеся к суффиксальному способу словообразования и имеющие в своем составе один формант – суффикс -ин-, который является показателем словообразовательного значения «единичный предмет, который принадлежит массе вещества или совокупности однородных предметов, названных мотивирующим словом».
К этому словообразовательному типу не относятся слова зарубина, отметина, царапина, мотивированные глаголом и имеющие другое словообразовательное значение, слова ворсинка, дождинка, икринка, которые хотя и мотивированы существительным, имеют то же словообразовательное значение, относятся к суффиксальному способу словообразования, но в их составе другой суффикс — -инк-.
Словообразовательные типы бывают продуктивными и непродуктивными. Продуктивный словообразовательный тип служит в данную эпоху образцом для создания новых слов. Ряды слов, относящиеся к продуктивным словообразовательным типам, являются открытыми, к непродуктивным — закрытыми. Например, в современном русском языке существительные бледн ость, жал ость, смел ость, трус ость, мягк ость и подобные с суффиксом -ость-, имеющие словообразовательное значение «отвлеченный признак, названный мотивирующим словом», составляют продуктивный словообразовательный тип, а существительные с тем же суффиксом внешн ость, окрестн ость, окружн ость и подобные со словообразовательным значением «предмет или явление, характеризующиеся качеством, названным мотивирующим словом» относятся к непродуктивному словообразовательному типу.
Таким образом, словообразовательный тип выступает как основная ячейка словообразовательной системы языка, в его пределах происходит образование новых слов.
(Ещё пример: слова бронхит, плеврит, трахеит относятся к одному словообразовательному типу, так как они образованы от слов одной части речи — имени существительного; обладают общностью словообразовательного форманта -ит (образованы суффиксальным способом); имеют одинаковое значение «воспалительный процесс по названию больного органа». Производные, у которых не совпадает хотя бы один из перечисленных признаков, принадлежат разным словообразовательным типам. Так, слова хромит, фосфорит, кальцит и одессит, бандит, фаворит, имеющие сходные формальные показатели, относятся к иным словообразовательным типам из-за разницы в семантике: первые называют минералы, вещества и сплавы, вторые — лиц по принадлежности к городу, общественной, политической и иной группировке.
В каждую эпоху развития языка новые слова создаются по образцу продуктивных словообразовательных типов, ряды слов непродуктивных типов являются уже закрытыми (например, в настоящее время из рассмотренных выше словообразовательных типов первые два активно функционируют в области медицинской, геологической, химической и физической терминологии — аортит, артериит, асбестит, вольфрамит и т.д., третий является непродуктивным — наймит, таборит).
Отдельные словообразовательные типы могут иметь семантические и морфонологические разновидности.
Например, тип слов-существительных с суффиксом -ј- в собирательном значении «группа однородных лиц, предметов, названных мотивирующим словом» включает в себя следующие разновидности:
1) существительные со значением лица (офицерь(ј)е, дурачь(ј)е, мужичь(ј)е — все прост.);
2) названия животных (зверь(ј) е, воронь(ј)е); 3) названия конкретных предметов (дубь(ј)е, сучь(ј)е.
Кроме того, в рамках словообразовательных типов могут выделяться и морфонологические модели.
Так, рассматриваемый тип представлен вариантами:
1) с чередованием заднеязычных перед суффиксом с шипящими (бато г — бато ж ье, кула к — кула ч ье),
2) усечением финалей - ик/-к (жул ик — жулье, тряп к а — тряпье).
Словообразовательная модель — структурно-семантическая схема построения производных слов.
Она имеет характер формулы и содержит следующую информацию:
1) указание на производящую базу с обозначением части речи мотивирующего слова;
2) формант;
3) словообразовательное значение.
Например, принадлежащие к одному словообразовательному типу существительные с собирательным значением образуются по двум моделям:
1) основа существительного + суффикс -н-(я) ('группа лиц, названных мотивирующим словом'): малыш ня, ребят ня, солдат ня, шофер ня;
2) основа числительного + суффикс -н-(я) («группа однородных предметов — одушевленных или неодушевленных, в количестве, названном мотивирующим словом»): двой ня, трой ня, сот ня.
В качестве дополнительной информации словообразовательная модель может также включать указание на морфонологические явления, сопровождающие деривацию, стилистический характер образований и некоторые другие сведения.
Словообразовательная категория — связывает несколько словообразовательных типов на базе единства деривационного значения (способы его выражения при этом являются формально различными). Например, категорию названий лиц по месту жительства образуют существительные с суффиксами -ак (кимр як, тул як), -ец (волгоград ец, петербурж ец), -ич (москвич, твер ич), - чан-ин (амур чанин, киров чанин).
Словообразовательная цепочка — это «ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности» (РГ-80), где каждое предыдущее слово мотивирует последующее. Данная единица выявляет ступенчатый характер словообразования и демонстрирует синтагматические отношения между однокорневыми словами.
Словообразовательная цепочкаимеет следующее строение:
1) ее исходное звено (вершина) является немотивированным словом;
2) характер расположения компонентов — линейный, при этом каждое последующее звено отличается от предыдущего только одним формантом (все они словно «нанизываются» на корень в строгой последовательности);
3) компоненты цепи находятся, таким образом, на разных ступенях словообразования и выступают в качестве мотивированного к предшествующему звену и в качестве мотивирующего к последующему.
Например:
белый → бел ить → по бел ить → по бел к а → по бел очн ый.
Количество компонентов словообразовательной цепочки зависит от деривационного потенциала ее вершины; минимальный состав равен одной словообразовательной паре (бинарная цепь), максимальный — включает в себя 7 членов (полинарная цепь), представляющих разные части речи. По данным А.Н. Тихонова, «цепи из 7 звеньев встречаются редко.
Для русского языка наиболее характерны цепи из 3-4 звеньев»:
земля → земл ян ой → земл яник а → земл яничн ый → земл яничник;
мысль → мысл ить → с мысл ить → с мысл → ос мысл ить → переос мыслить → переос мысл ять → переос мысл яться.
Кроме того, словообразовательные цепи бывают полными, включающими в себя все необходимые звенья, и неполными, характеризующимися чересступенчатым словообразованием: мода → (модист)2 → модистка.
Деривационный шаг – это такт порождения слова в паре или в цепи.
Словообразовательная парадигма — «совокупности производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства» (Е.А. Земская). Данная единица, как и словообразовательная цепочка, выявляет ступенчатый характер словообразования, но демонстрирует парадигматические отношения между однокорневыми словами. Между членами парадигмы (кодериватами) существуют отношения совместной производности: они принадлежат к разным частям речи, различаются формантами и деривационными значениями. Отношения между членами парадигмы носят равноправный, а не иерархический характер (производящее не входит в ее состав, хотя и определяет формально-семантическую связь между кодериватами).
диктоваться
диктовка
Диктовать диктант
диктат
подиктовать
продиктовать
Все слова, входящие в словообразовательную парадигму, по отношению к мотивирующему их слову равномотивированны.
Словообразовательная парадигма в современном русском языке может насчитывать от 2 до 20 и более членов. Например,
1) зоркий → зорк о 2) кочегар → кочегар к а
→ зорк ость → кочегар н ый
→ кочегар и ть
3) греть → греть ся
→ гре лк а
→ вз греть
→ вы греть
→ до греть
→ на греть
→ недо греть
→ о греть
→ обо греть
→ ото греть
→ пере греть
→ по греть ит.д.
Самой ёмкой, самой сложной и многомерной комплексной единицей словообразования является словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо — «совокупность однокоренных слов, упорядоченная отношениями словообразовательной производности» (А.Н. Тихонов). Составными частями словообразовательного гнезда являются словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Словообразовательное гнездо выявляет ступенчатый характер словообразования и демонстрирует синтагматические и парадигматические отношения между однокорневыми словами. Во главе гнезда стоит одно слово (вершина гнезда), которое обязательно непроизводно. Остальная часть гнезда состоит только из производных от вершины слов. Например, словообразовательное гнездо с вершиной РЫБА имеет следующую схему строения:
рыб- к -а
рыб- оньк -а
рыб- иц -а
рыб- ёшк -а
рыб- чонк -а
рыб- ищ -а
рыб- ин -а
рыб (а) → рыб а ч -к -а (черед. к – ч)
рыба ч - ий (черед. к – ч) → по -рыбач[ј- и ] [по-рыбачьи]
рыб- а к → рыба ц - к (ий) (черед. к – ц) → по -рыбацк- и [по-рыбацки]
рыба ч -и -ть (черед. к – ч) → по -рыбачить
рыб- ий → по -ры [б ј- и ][по-рыбьи]
рыб- н -ый
без -рыб- н -ый
рыб- о -лов → рыболов- ств -о1
рыб- о -лов- н -ый
рыб- о -лов- ств -о2
По мнению А.Г. Лыкова, словообразовательному гнезду свойственно три типа отношений – синтагматические, парадигматические и иерархические.
Иерархические отношения – это отношения подчинения – подчинённости: «команда», идущая сверху вниз – это подчинение; «команда», идущая снизу вверх – это подчиненность.
Число слов в русском словообразовательном гнезде очень различно. В среднем в русском гнезде содержится 10-12 слов. Есть гнёзда, которые включают несколько сотен производных слов. Например, гнездо с вершиной ХОДИТЬ содержит 470 слов; гнездо с вершиной ВЕСТИ – 507 слов; гнездо с вершиной ДВА – 547 слов. Одиночное слово, т.е. слово, не имеющее в современном русском языке ни одного «родственника», тоже можно назвать гнездом, но нулевым гнездом. Одиночные слова: айсберг, амплуа, беркут, бигуди.