Правовая основы системы местного самоуправления РФ

В России правовую основу местного самоуправления составляют нормативно- правовые акты, которые с учетом различных уровней правового регулирования можно разделить на четыре основные группы:
1). Международные 2). Федеральные 3). Региональные 4). Местные.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру.
Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на четыре группы.
Первую группу составляют международные нормативно-правовые акты, среди которых важнейшее место занимает Европейская хартия о местном самоуправлении от 1985 года. Российская Федерация подписала ее 28 февраля 1996 года. На территории России хартия вступила в силу 01 сентября 1998 года.
Вторая группа документов – это нормативно-правовые акты федерального значения. На федеральном уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления. К нормативно-правовым актам этого уровня относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 154 от 28.08.95г. «Об общих принципах организации местного самоуправления»,
Федеральный закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы, затрагивающие вопросы местного самоуправления. Указы Президента Российской
Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации также регулируют отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Третью группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Четвертую группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты.
Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации, законодательными органами субъектов РФ.Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации.


Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

  1. Функциональное зонирование территорий. Цель и задачи.

Функциональное зонирование территории – это инструмент регулирования территориального развития, где определяется состав функциональных зон, их границы, режимы использования территории. Границы функциональных зон устанавливаются на основе выявленных в процессе анализа территории участков, однородных по природным признакам и характеру хозяйственного использования.

Функциональная зона – это территория в определенных границах, с однородным функциональным назначением и соответствующими ему режимами использования. Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид деятельности, для которого предназначена территория.

Задачами функционального зонирования территории являются:

- определение типологии и количества функциональных зон, подлежащих выделению на территории данного района;

- привязка определенных типов функциональных зон к конкретным элементам территории и формирование ее перспективного функционального зонирования;

- разработка рекомендаций по оптимизации режима использования территорий в пределах функциональных зон разного типа.

Утвержденное в соответствующем порядке, функциональное зонирование является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании землей и иной недвижимостью.

Основная цель функционального зонирования - установление назначения и видов использования территорий за счет:

- введения функциональных зон с указанием характеристик их планируемого развития, включая резервирование земель для нужд реализации национальных проектов;

- приведения в соответствие с функциональным зонированием структуры землепользования по границам, назначению и видам использования земель;

- рекомендаций по выделению на территории поселения земель, относимых к категории особо охраняемых;

- выявления территориальных ресурсов и оптимальной инвестиционно-строительной стратегии развития поселения, основанных на эффективном градостроительном использовании территории.

Основаниями для проведения функционального зонирования являются:

- комплексный градостроительный анализ территории и оценка системы планировочных условий, в том числе ограничений по развитию территории;

- экономические предпосылки развития территории;

- проектная планировочная организация территории муниципального образования.

  1. Градостроительное регулирование, его назначение, цель, задачи. Предмет и субъекты градорегулирования.

градостроительное регулирование - деятельность органов государственной власти и органов местногосамоуправления по упорядочению градостроительных отношений, возникающих в процессеградостроительной деятельности, осуществляемая посредством принятия законодательных и иныхнормативных правовых актов, утверждения и реализации документов территориального планирования,документации по планировке территории и правил землепользования и застройки;..."

Градостроительное регулирование - второй основной компонент градостроительной деятельности - направлено на достижение нескольких целей.

Во-первых, градостроительное регулирование понимается как деятельность органов государственной власти, местного самоуправления по эффективной реализации планов государственного и муниципального развития, поддержке прогрессивных тенденций, выявленных и зафиксированных в системе территориального планирования.

Во-вторых, система градостроительного регулирования объемлет большую часть процесса установления прав собственников на использование и развитие недвижимости. По крайней мере, именно в системе регулирования происходит правовое (юридическое) закрепление прав собственников на использование недвижимости.

В-третьих, система градостроительного регулирования предполагает оценку и продвижение различных проектов, прежде всего проектов частного сектора, насколько они соответствуют документам и решениям, установленным в системе долгосрочного планирования, не противоречат ли они техническим требованиям и стандартам, законодательным нормам.

В-четвертых, система градостроительного регулирования нацелена на мониторинг принятия решений и функционирования городских подсистем. Именно в этой части градостроительной деятельности происходит отбор, проверка и хранение различной информации, как технической, так и правовой.

Важность градостроительного регулирования состоит в том, что именно здесь происходит контакт управленческой организации и потребителя, выступающего в разных ипостасях. Жители и предприниматели, инвесторы и заказчики, собственники недвижимости и застройщики, проектировщики: архитекторы и градостроители, другие специалисты - это неполный перечень субъектов, обращающихся по разным поводам и запросам к местной власти по поводу использования недвижимости, застройки, строительства и реконструкции.

В советском градостроительстве основное внимание уделялось теории и методологии проектирования, принятия решений. Сегодня наиболее актуально провести реформу градостроительного регулирования, поставить его на рыночные рельсы. При этом, конечно, не следует это делать в ущерб территориальному планированию.

  1. Основные идеи и технологии градостроительного зонирования.

идея: Зонирование представляет собой разделение города на районы, проводимое имеющим полномочия органом; в каждом таком районе имеется запрет на использование земли для некоторых целей, которые, хотя сами по себе и безопасны, но наносят вред общественному благополучию за счет создания помех для использования земли для тех целей, для которых она наилучшим образом приспособлена. Зонирование обычно также включает ограничения на размер участков, высоту и размер зданий, и плотность заселения земли, эти параметры могут быть различными в различных районах, так чтобы соответствовать тем целям, для которых используется земля в данном районе. Использование районов, устанавливаемых с помощью зонирования, обычно является следующим: жилые, деловые, торговые, промышленные. Обычным является классифицирование использования районов на основании жесткости ограничений, начиная от чисто жилого района и кончая районом с неограниченным использованием. Зонирование, как правило, не имеет обратной силы, и ограничения обычно применяются к зданиям, которые сооружаются или перестраиваются сейчас, или по отношению к использованию собственности, которое начинается после введения зонирования. Зонирование, таким образом, является ограничением на использование имущества, а не требованием изъятия или сноса строений и является оправданным как исполнение полицейских полномочий государства, а не как права государства на принудительное отчуждение частной собственности. Единственной компенсацией, которую получает хозяин собственности при наложении ограничений на ее использование, является то преимущество, которое получает эта собственность от наложения аналогичных ограничений на остальную собственность в данном районе.

Основу градостроительного зонирования составляют правила землепользования и застройки.

Далее обратимся к основным технологиям градостроительного зонирования, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Технология 1. Регулирование на основе нормативного правового акта местного самоуправления - правил землепользования и застройки

Технология 2. Градостроительный регламент и территориальная зона

Градостроительное зонирование в технологическом смысле представляет собой разделение территории города на территориальные зоны с установлением их границ и определением для каждой из них градостроительного регламента. Это сложные действия, составляющие суть градостроительной науки и градостроительного проектирования, о которых речь пойдет в следующей части. Оба центральных понятия, которые используются в этом определении, тесно взаимосвязаны между собой и расшифровываются следующим образом.

Под территориальной зоной понимается часть территории города, применительно к которой и, соответственно, ко всем земельным участкам и иным объектам недвижимости, там расположенным, устанавливается единый градостроительный регламент использования и строительного изменения объектов недвижимости.

Градостроительный регламент - это совокупность установленных муниципальным нормативным правовым актом видов и параметров разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), а также ограничений использования земельных участков и иных объектов недвижимости в пределах каждой территориальной зоны, зафиксированной на карте градостроительного зонирования.

Технология 3 - Разрешенное использование

Существуют две точки зрения на то, кто и как должен определять вид использования земельного участка и другой недвижимости.

Первая точка зрения, развитая в советском градостроительстве, сводится к тому, что специалисты городского управления лучше, чем кто-либо другой, включая собственника или инвестора, знают, что будет хорошо на каждом конкретном месте, а что - плохо, исходя из общественных интересов.

Вторая точка зрения сформирована в странах с рыночной экономикой. Согласно этому подходу муниципальные власти должны как можно более гибко ограничивать потенциальные возможности использования участка. Администрация может только «по-крупному» определить характер использования, например, жилое (или нежилое) использование или производственное (непроизводственное) назначение.

Технология 4 - Ограничения использования земельных участков и иной недвижимости

Ограничения связаны с наличием на территории специфических факторов, влияющих на использование земельных участков, иных объектов недвижимости. Например, ограничения использования недвижимости - «не памятников», которые расположены в пределах зон охраны объектов культурного наследия. Такие ограничения появляются там, где есть памятники истории и культуры, внесенные в реестр или подготовленные для внесения в такой реестр. В соответствующих случаях должны также устанавливаться ограничения использования недвижимости по экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Технология 5. Комиссия по землепользованию и застройке и публичные слушания

Важнейший принцип системы градостроительного зонирования - участие в принятии решений тех субъектов, которых это решение затрагивает с точки зрения стоимости их недвижимости, качества среды проживания, поддержания сложившегося образа жизни локальных соседств. Принцип неухудшения качества и стоимости недвижимости в полной мере реализуется путем обеспечения реального участия граждан в процессе рассмотрения сложных вопросов, в том числе по согласованию различных интересов. Как бы точно ни были установлены градостроительные регламенты, подобраны списки видов разрешенного использования, все равно какие-то из них будут вызывать споры, а возможно и конфликты интересов между теми, кто собирается что-то делать, и теми, кто в э Технология 6 - Несоответствующее использование

Рассмотрим распространенный пример. Неблагополучное в экологическом отношении производство расположено в центральном районе города. Генеральным планом предусмотрено перебазирование предприятия. Однако предприятие выкупило землю в собственность, расширяет производство на своей территории, увеличивает объемы выпуска продукции. В результате расширяется "пятно" вредной зоны, что противоречит генеральному плану. При этом нет видимых способов противостоять этому негативному явлению. В этой ситуации призывы к соблюдению "градостроительной дисциплины", как правило, не приносят успехов.

Технология 7 - Отклонение от Правил

Отклонением от правил землепользования и застройки считается санкционированное для конкретного участка отступление от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, например, по высоте постройки, проценту застройки участка, отступов здания от границ участка.

Технология 8 - Внесение дополнений и изменений в Правила

  1. Основные принципы градостроительного зонирования.

Принцип 1 Ограничения прав собственников на использование и развитие недвижимости в интересах сообщества граждан.

Принцип 2 - публичности градостроительного зонирования

Процедуры градостроительного зонирования, согласно которым регулируются права использования, рассматриваются заявки, осуществляются согласования и принимаются решения, определяющие выдачу разрешений на строительство, являются публичными.

Принцип 3 - открытости и доступности информации о землепользовании и застройке

Принцип 5 - баланс общественных и частных интересов

Принцип 4 - участия граждан в принятии решений о землепользовании и застройке

Принцип 5 - баланс общественных и частных интересов

Принцип 6 - разграничения правовых и технических вопросов регулирования.

Принцип 7 - развития, приспособляемости градостроительного зонирования

  1. Градостроительный регламент и территориальная зона

Градостроительный регламент – устанавливаемые правилами землепользования и застройки в пределах границ соответствующей территориальной зоны:

-виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (напр. жилые дома, объекты торговли и повседневного обслуживания, деловые и коммерческие объекты, промышленные предприятия, склады, и пр.); -предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (например этажность и плотность застройки, минимально допустимые отступы (расстояния) от стен зданий до границ земельных участков и красных линий, минимальная доля озелененных территорий земельного участка, минимальное количество мест на автостоянках и пр.); -ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на:-основные -условно разрешенные -вспомогательные (гаражи, локальные объекты инженерной инфраструктуры и др).

  1. Последовательность действий по подготовке проекта правил землепользования и застройки

Порядок подготовки Правил землепользования и застройки

Решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки принимается Главой муниципального образования с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, либо к различным частям территорий поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке проекта Правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Главой поселения утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования.

Глава поселения не позднее чем по истечении десяти дней от даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной информации.

Отдел архитектуры и градостроительства Администрации Валдайского муниципального района осуществляет проверку проекта Правил землепользования и застройки, представленного комиссией на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, схеме территориального планирования района.

2.6. По результатам проверки, отдел архитектуры направляет проект правил землепользования и застройки Главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, в комиссию на доработку.

2.7. Глава муниципального образования при получении от управления архитектуры проекта правил землепользования принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту.

  1. Генерализованная схема градостроительного зонирования. Градостроительный каркас.

Градостроительный каркас - наиболее устойчивые территориальные компоненты планировочной структуры — селитебные, производственные, а также исторически ценные территории, включающие устойчивые элементы улично-дорожной сети и основные транспортные коммуникации города, общегородские и районные центры функциональной активности.

"Скелет", включающий центры разного уровня, улицы и дороги, связывающие центры и примыкающие площадки, привлекающие значительное дневное население. В городском каркасе обычно как наиболее существенные рассматриваются радиальные и кольцевые направления. Количество тех и других является индикатором зрелости города определенного размера. Обычно планировщики исходят из того, что плотность освоения должна следовать цене земли (т.е. их высокие показатели тяготеют к каркасу, особенно к центральному ядру города). Нормативных актов в этой области не существует, однако в соответствии с профессиональной традицией проблемы каркаса исследуются с применением математических моделей (транспортная подвижность, массовая оценка земли и пр.) и учитываются при территориальном планировании.

Генерализованная схема градостроительного зонирования города - это, по существу, изображение пространственной структуры города, выявленной на основе неравномерно-районированной модели. На основе перенесенной на карты информации о существующем использовании территории, результатов дополнительных исследований мест концентрации объектов обслуживания, офисов, расположения промышленных и рекреационных территорий выявляются пространственные единицы города и их внутренняя структура - ядра, коммуникативно-общественные связевые элементы, монофункциональные территории

  1. Особенности установления градостроительных регламентов: виды и параметры разрешенного использования

Главный компонент градостроительного регламента - виды разрешенного использования земельных участков и другой недвижимости. Это минимальный регламент, который устанавливается сразу для всех зон города на карте градостроительного зонирования. Для всех зон используется одинаковая структура разрешенных видов использования:

  • § Основные виды использования, разрешенные автоматически, «по праву» (но при условии соблюдения требований технических регламентов безопасности);
  • § Вспомогательные виды использования, разрешенные при условии, если собственник, застройщик (инвестор) реализовал на своем участке какой-либо из основных видов разрешенного использования.

§ Условно разрешенные виды использования, которые могут быть разрешены собственнику, застройщику (инвестору) на основании решения комиссии по землепользованию и застройке с учетом результатов публичных слушаний

Законодательство Российской Федерации не регулируют способ описания видов разрешенного использования. Формулировки не ограничены никакими формальными рамками, как, например, это делается в государственном классификаторе профессий или бюджетных статей, которые организованы в виде закрытых (т.е. конечных) списков.

Виды использования недвижимости могут формулироваться как конкретные объекты и как объекты с общей характеристикой деятельности. Пример формулирования вида разрешенного использования первого типа из «стандартных» правил землепользования и застройки города:

  • - «ресторан»;
  • - «магазин продовольственных товаров»;
  • - «нотариальная контора».

Пример формулировок вида использования второго типа:

  • - «объекты, связанные с отправлением культа»;
  • - «центры общения и досуговых занятий многоцелевого и специализированного назначения»;
  • - «строения для занятий индивидуальной трудовой деятельностью (без нарушения принципов добрососедства) в соответствии с санитарными и противопожарными нормами».

Перечень видов разрешенного использования может наращиваться и изменяться в зависимости от традиций места (города) и текущих условий путем внесения изменений в правила землепользования и застройки. В списки могут включаться такие виды разрешенного использования как «интернет-кафе» или «фитнес-центр», которых еще не было три года назад. Конечно, они могли фигурировать в виде формулировки: «объект досуговой деятельности» или «компьютерный салон» или «объект спортивно-оздоровительного назначения».

Второй важнейший компонент градостроительного регламента - предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации предельные параметры градостроительного регламента могут включать в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) иные показатели.

  1. Привести пример предельных параметров разрешенного использования для «Жилой зоны малоэтажной смешанной застройки»,

Зона малоэтажной смешанной жилой застройки Ж2 выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов комфортного жилья на территориях существующей усадебной застройки при повышении существующей плотности использования территории и преимущественном размещении отдельно стоящих односемейных домов, блокированных двухсемейных домов, блокированных многосемейных домов, многоквартирных домов не выше 3 этажей и при соблюдении нижеследующих видов и параметров разрешенного использования недвижимости.

Предельные значения параметров земельных участков и разрешенного строительства:

  Значения параметров применительно к основным разрешенным видам использования недвижимости
Виды параметров и единицы измерения Отдельно стоящий односе-мейный дом Отдельно-стоящий блокированный двухсемейный дом Жилая единица на одну семью в блокированном многосмейном доме Многоквар-тирные дома не выше 3-х этажей
Предельные параметры земельных участков        
- Минимальная площадь кв.м        
- Минимальная ширина вдоль фронта улицы (проезда) м 11.5 8.5    
Предельные параметры разрешенного строительства в пределах участков        
  - Максимальный процент застройки участка %        
  - Минимальный отступ строений от передней границы участка (в случаях, если иной показатель не установлен линией регулирования застройки)   м        
  - Минимальные отступы строений от боковых границ участка м   а) 0 - в случае примыкания к другой части дома (при обязательном наличии брандмауерной стены) б) 3 - в иных случаях а) 0 - в случаях примыкания к соседним блокам (при обязательном наличии брандмауерных стен) б) 3 - в иных случаях  
  - Минимальный отступ строений от задней границы участка м     (если иное не определено линией регулирования застройки)  
  Максимальная высота строений (до конька крыши) м        
  - Максимальная высота стен строений м        

Примечания к таблице

1. Предельные параметры разрешенного строительства применительно к видам (объектам) использования недвижимости нежилого характера должны соответствовать представленным в таблице показателям.

2. Формирование земельных участков посредством разделения исходного участка на несколько участков меньшего размера может быть осуществлено при условии, что площади вновь формируемых участков не будут меньше установленных для данной зоны минимальных показателей. Исключения могут быть предоставлены только по процедурам специальных согласований, проводимых в порядке статей 25, 26 настоящих Правил.

Максимальное количество вновь возводимых жилых единиц на земельном участке должно определяться из расчета: не более одной жилой единицы на каждые 200 кв. метров участка - в случаях строительства отдельно стоящих односемейных домов, блокированных двухсемейных домов и блокированных многосемейных домов. Применительно к строительству многоквартирных домов не выше 3-х этажей указанный показатель определяется из расчета 5 жилых единиц на каждые 200 кв. метров земельного участка.

3. Допускаются отклонения от представленных в таблице показателей отступов строений от боковых и задних границ земельных участков при условии, что:

- имеется взаимное согласие владельцев земельных участков на указанные отклонения;

- расстояния между основными строениями (жилыми домами) равны или превышают 6 метров, а расстояния между вспомОАГтельными строениями (хозяйственными постройками, гаражами и проч.) равны или превышают 2 метра (допускается также блокирование вспомОАГтельных строений по границам земельных участков, при условии устройства брандмауерных стен).

4. Соблюдаются нормативные противопожарные расстояния между постройками, расположенными на соседних земельных участках.

5. Нормы парковки:

  • - Отдельностоящий блокированный двухсемейный дом: 1 машиноместо на жилую единицу.
  • - Блокированный многосемейный дом: 1 машиноместо на жилую единицу.

- Многоквартирный дом не выше 3 этажей: 1 машиноместо на жилую единицу или 66% от жилых единиц при сгруппированной парковке.

  1. Привести пример предельных параметров разрешенного использования «Зоны среднеэтажной смешанной застройки»

Зона среднеэтажной смешанной жилой застройки Ж3 выделена для создания правовых условий формирования кварталов комфортного жилья в основном на свободных от застройки, периферийных территориях путем преимущественного строительства блокированных жилых домов и жилых домов квартирного типа, инициирования иных видов строительства в соответствии с нижеприведенными видами и параметрами разрешенного использования недвижимости.

Предельные значения параметров земельных участков и разрешенного строительства.

Виды параметров и Единицы измерения Жилая единица на одну семью в блокированном многосемейном доме Многоквартирные дома в 3- 5 этажей
Предельные параметры земельных участков      
  Минимальная площадь кв. м    
  Минимальная ширина вдоль фронта улицы (проезда) м    
Предельные параметры разрешенного строительства в пределах участков      
  Максимальный процент застройки участка %    
  Минимальный отступ строений от передней границы участка (в случаях, если иной показатель не установлен линией регулирования застройки) м    
  Минимальные отступы строений от боковых границ участка м а) 0 - в случаях примыкания к соседним блокам (при обязательном наличии брандмауерных стен) б) 3 - в иных случаях  
  Минимальный отступ строений от задней границы участка м    
  Максимальная высота здания (до конька крыши) м    

Примечания к таблице

1. Предельные параметры разрешенного строительства применительно к видам (объектам) использования недвижимости нежилого характера должны соответствовать представленным в таблице показателям.

В объектах, сочетающих различные виды использования, нежилые виды использования должны располагаться на первых этажах, под помещениями жилого назначения, и обеспечиваться отдельным входом.

2. Формирование земельных участков посредством разделения исходного участка на несколько участков меньшего размера может быть осуществлено при том условии, что площади вновь формируемых участков не будут меньше установленных для данной зоны минимальных показателей (применительно к соответствующему виду использования). Исключения могут быть предоставлены только по процедурам специальных зональных согласований, проводимых в порядке статей 25, 26 настоящих Правил.

3. Соблюдаются нормативные противопожарные расстояния между постройками, расположенными на соседних земельных участках.

4. Нормы парковки:

  • - Блокированный многосемейный дом: 1 машиноместо на одну жилую единицу.
  • - Многоквартирный дом в 3-5 этажей: 60% от жилых единиц.
  1. Функциональное зонирование территорий, типы функциональных зон (Градостроительный Кодекс РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значении

Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение

При перспективном зонировании территории муниципального образования выделяют следующие основные типы функциональных зон:

  • зона интенсивного градостроительного освоения (с максимальным преобразованием природной среды);
  • зона экстенсивного градостроительного освоения (с относительным преобразованием природной среды);
  • зона ограниченного хозяйственного освоения (с максимально сохраняемой природной средой).

На территории населенного пункта выделяют следующие функциональные зоны:

1 жилые,

2 общественно-деловые,

3 производственные,

4 инженерной и транспортной инфраструктур,

5 сельскохозяйственного использования,

6 рекреационного назначения,

7 особо охраняемых территорий,

8 специального назначения,

9 размещения военных объектов,

10 иные виды территориальных зон.

Кроме основных зон, городская территория включает земли, находящиеся за пределами застройки, где размещаются городские подсобные хозяйства, питомники деревьев, кладбища, резервные земли, временно используемые для других целей. Все территории, принадлежащие городу, ограничивает черта поселения (городская черта).

  1. Особенности установления границ территориальных зон

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

3. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

  1. Возможный состав и назначение карт-схем генерального плана города

Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в текстовой форме содержат:

1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

  1. Административные образования РФ. Субъекты градостроительных отношений (федерального, муниципального и местного самоуправления).
  1. Объект, предмет муниципального управления

Предметом науки государственного управления является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства и публичных коллективов.

В качестве объективных основ государственного управления следует назвать:

1. Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

2. Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет.

3. Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

4. Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную) основу существования общества.

5. Система экономических отношений - данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

6. Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

7. Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

8. Научно-технический прогресс.

Субъект государственного управления

• субъекты общественного управления (государственного управления в широком смысле слова): система органов государственного управления, все множество политических, общественных, профессиональных партий, движений, союзов, ассоциаций, объединений, лоббисты, СМИ, негосударственные организации, каждый гражданин

• субъекты государственного управления (в узком смысле слова): законодательные, исполнительные, судебные органы управления на федеральном, региональном и местном уровнях управления

  1. Объект и субъекты градорегулирования.

Объектами градостроительной деятельности являются в первую очередь объекты капитального строительства. Согласно определению, данному в статье 1 Градостроительного кодекса РФ, к данным объектам относятся: здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено.

К объектам градостроительства относятся также территории поселений, муниципальных районов и городских округов.

Специфическими объектами градостроительства являются территории с особым правовым регулированием. Таковыми являются, например, объекты культурного наследия, полосы отвода железных дорог и зон железных дорог, леса, водоохранные зоны и т.д.

Ведение градостроительной деятельности на объектах культурного наследия необходимо соотносить с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Последним документом установлен порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

Существуют также и такие территории, которые относятся к зонам охраняемых объектов. Градостроительная деятельность на них должна согласовываться с требованиями Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" и Постановления Правительства РФ от 20.06.2006 N 384, которым утверждены Правила определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон. Правилами установлен порядок определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон. Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов.

Как следует из текста Градостроительного кодекса субъектами градостроительных отношений являются

-Российская Федерация,

-субъекты Российской Федерации,

-муниципальные образования,

-физические и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Деятельность Российской Федерации и ее субъектов в области градостроительства проявляется в осуществлении полномочий, возложенных на них Градостроительным кодексом РФ.

  1. Градостроительный кодекс РФ, как документ регулирования градостроительной деятельности.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание

Градостроительный кодекс РФ - основополагающий документ, он устанавливает общую структуру нормативных актов, на которых основано градостроительство в Российской Федерации.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на выбор места жительства в пределах России при осуществлении градостроительной деятельности, на соблюдение требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил. Градостроительный кодекс регулирует также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль над градостроительной деятельностью, ответственность за нарушение законодательства России о градостроительстве.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений

  1. Вид и содержание градостроительной документации в зависимости от типа поселения (городской округ, муниципальный район, городское/сельское поселение).

Выделяют градостроительную документацию следующих уровней - федерального, субъектов Российской Федерации и муници­пального.

Градостроительная документация о градостроительном плани­ровании развития территории федерального уровня включает в себя: Генеральную схему расселения на территории РФ и схемы градо­строительного планирования развития частей территории РФ, кото­рые называются консолидированными схемами градостроительного планирования. В градостроительной документации федеральном! уровня определяется сфера взаимных интересов РФ и субъектов РФ в области градостроительства и устанавливаются нормы, которые должны учитываться субъектами РФ при осуществлении градострои­тельной деятельности.

К градостроительной документации уровня субъекта РФ отно­сятся территориальные комплексные схемы градостроительного пла­нирования развития территорий субъектов РФ и частей территорий субъектов РФ. На данной стадии определяется сфера взаимных инте­ресов субъектов РФ и муниципальных образований в области градо­строительства. К этому уровню можно отнести генеральные планы городов с их пригородной территорией.

Градостроительная документация муниципального уровня вклю­чает в себя:

-документацию о градостроительном планировании развитии территорий поселений и других муниципальных образований;

-документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.

-территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов;

- генеральные планы городских и сельских поселений;

- проекты черты городских и сельских поселений.

Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских населенных пунктов включает в себя:

  • проекты планировки частей территорий городских и сельских населенных пунктов (далее - проект планировки населенного пункта);
  • проекты межевания территорий;
  • проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских населенных пунктов (далее - проект застройки).
  1. Градостроительное регулирование.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание

Градостроительный кодекс РФ - основополагающий документ, он устанавливает общую структуру нормативных актов, на которых основано градостроительство в Российской Федерации.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений


Участие граждан в градостроительной деятельности базируется на ст. 32 Конституции РФ о праве граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, ст. 33 Конституции РФ о праве граждан обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности;

3.1) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - государственный реестр саморегулируемых организаций);

3.2) осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;

3.3) обращение в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

3.4) установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

3.5) ведение федеральной государственной информационной системы территориального планирования;

4) установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

4.1) установление требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;

  1. Основные идеи и технологии градостроительного зонирования.

Градостроительное зонирование — это разбивка территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; вид градостроительной деятельности

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: