Виды правового статуса личности

Правовой статус личности может быть как индивидуальный, так и общий, помимо двух базовых статусов имеет место быть специальный правовой статус личности.

Индивидуальный правовой статус личности представляет комплекс прав и обязанностей конкретного субъекта права, связанный с его личностными качествами (пол, возраст, семейное положение и др.). Так, для мужчин предусмотрена воинская обязанности, а для людей, вступающих в брак, предусмотрена целая группа дополнительных прав и обязанностей.

Специальный правовой статус личности представляет собой комплекс прав и обязанностей субъекта права, относящегося к определенной категории граждан, статус которых, и связанные с ним права и обязанности закреплены законодательно (индивидуальные предприниматели, государственные служащие, адвокаты и др.)

Общий правовой статус личности представляет собой комплекс прав и обязанностей присущий каждому лицу, который находится в установленной правовой юрисдикции. Он общеобязателен для всех и закреплен в основных правовых актах (Конституция, Уголовный кодекс и др.).

Система прав и свобод личности и конституционные признаки и гарантии их защиты.

Система и виды прав и свобод человека. Понятие и классификация конституционных прав и свобод

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гра­жданина, закрепленных в нормах всех отраслей российского права. Однако основы право­вого статуса личности, охватывающие относительно небольшую часть всех прав и свобод, закрепляются конституционно.

Конституционное закрепление этих прав и свобод челове­ка и гражданина обусловлено следующим:

1. Значимостью данных прав и свобод для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере значимы как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Основные права и свободы выступают необходимым условием существования демократического правового государства, поэтому они не только признаются, но также гарантируются и защищаются.

2. Изначальным характером принадлежности человеку данных прав и свобод. Конституция Российской Федерации в ст. 17 устанавливает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Именно такого характера права и свободы закрепляются конституционно.

3. Особыми юридическими свойствами основных прав и свобод. Конституционные права и свободы составляют основу правового статуса личности, обуславливают все другие права, закрепляемые иными отраслями права, основные права и свободы принадлежат каж­дому человеку и гражданину, в то время как другие права и свободы увязываются с его определенным социальным статусом, например, рабочего, служащего, собственника и т.п.

4. Всеобщностью прав, свобод и обязанностей. Они равны и едины для всех, для каждого человека и гражданина без исключения.

5.Основанием возникновения. Единственным основанием возникновения основных прав и обязанностей является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Основные права, свободы и обязанности гражданина России не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только с утратой гражданства.

6. Механизмом реализации основных прав, свобод и обязанностей. Они выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянных, неотъемлемых прав и обязанностей каждого участника правоотношений. Все другие права и обязанности человека и гражданина реализуются лишь в конкретных правоотношениях.

7. Особой юридической формой их закрепления. Основные права, свободы и обя­занности выражаются в Конституции как Основном законе государства, имеющем выс­шую юридическую силу.

Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражда­нина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в си­лу гражданства, гарантируемые и защищаемые государством, составляющие основу правового статуса личности.

В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражда­нина.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина РФ:

1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на ос­новании гражданства РФ, в то время как этим объе­мом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;

2) права и свободы человека при­надлежат каждому с момента рождения и гаранти­руются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента при­нятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ.

Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свобо­ды человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные граждан­ские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; граждан­ские обязанности - обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ все­гда несколько шире, чем объем прав человека.

Следует также различать понятия «права» и «свободы».

Права - это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то де­лать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.

Свободы - это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в Конститу­ции глава 2. Она включает 48 статей, подавляющее большинство которых выражает конкретные права и свободы. В этой главе зафиксированы также конституционные обязанно­сти гражданина Российской Федерации.

Совокупность прав и свобод образует определенную систему, отражающую специ­фику отдельных групп прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (граж­данские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка.

Под защитой прав и свобод понимается недопущение правовыми и организацион­ными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восста­новление уже нарушенных.

Конституционная защита состоит в том, что Кон­ституция РФ содержит принципы правового статуса лич­ности, а также другие гарантии, например, положение о том, что даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению свобода совести и вероисповедания, право на жизнь, на охрану достоинства, на неприкосновен­ность частной жизни, на ознакомление с документами и ма­териалами, непосредственно затрагивающими права и сво­боды, на предпринимательскую деятельность, на жилище, а также уголовно-процессуальные права, предусмотрен­ные Конституцией РФ.

Государственная защита предусмотрена положения­ми Конституции РФ:

- государственная защита прав и свобод личности гарантируется;

- права потерпевших от преступ­лений и злоупотреблений властью охраняются законом;

- каж­дый имеет право на возмещение государством вреда, при­чиненного незаконными действиями (или бездействием) ор­ганов государственной власти или их должностных лиц;

РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами; гарантом прав и свобод человека и граж­данина является Президент РФ.

Судебная защита предусмотрена положениями Кон­ституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46): каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосу­дарственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Собственная защита (самозащита) состоит в том, что каждый впра­ве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Граждане Российской Федерации могут использовать административно-правовые способы защиты своих прав и свобод. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Кон­ституции Российской Федерации, в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные об­ращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это могут быть обращения, заявления и жалобы, связанные с ущемлением их прав и свобод.

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина также относятся:

- обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53 Конституции РФ);

- право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ);

- конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление; недопущение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 Конституции РФ);

- право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены также в нормах отраслевого законодательства (административного, гражданского, уголовного и др.).

Конституция Российской Федерации установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек жи­вет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимо­связей.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или нацио­нальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства.

Законом может быть ограничен въезд или прожива­ние в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о госу­дарственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конститу­ция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).

Понятие, структура правоотношения.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями. Правильное понимание правовых отношений невозможно без уяснения того, что представляют собой общественные отношения. Общественные отношения — это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются экономические связи, ибо они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения.

Субъектами общественных отношений могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные частные, общественные), отдельные лица. Право выступает мощным организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория «правоотношение» позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. В рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.

Правовое отношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права. Как разновидности общественных отношений правоотношению присущи следующие признаки.

1. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменитель-ных органов. Следует иметь в виду, что для возникновения и осуществления правоотношений совсем не обязательно одновременное наличие всех перечисленных оснований.

Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. Например, по договору займа управомоченной стороной является заимодавец, обязанной — заемщик. Правда, здесь необходимо сделать оговорку: чаще всего правоотношения имеют более сложную структуру, когда каждая из сторон является и управомоченной, и обязанной. Например, по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю купленную вещь и вправе требовать уплаты денег за нее, а покупатель обязан выплатить требуемую сумму и вправе получить купленную вещь.

2. Правовое отношение суть такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения. В большинстве случаев осуществление субъективного права и исполнение обязанности имеют место без применения мер государственного принуждения. Если же в этом возникает необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный государственный орган, который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное решение (акт применения права), где точно определяются субъективные права и обязанности сторон.

3. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной. Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут равные обязанности независимо от каких-либо условий. Типичный пример — конституционные права и свободы. Рассматривая последние применительно к отдельному гражданину, мы переводим нормативные предписания в плоскость правоотношений. Каждый гражданин сам определяет, в какой мере он будет использовать имеющиеся у него в соответствии с конституцией возможности.

Средняя степень конкретизации наблюдается, когда индивидуализирован не только субъект, но и объект правоотношения. Например, в правоотношении собственности определены собственник и вещь — объект собственности. Максимальная степень конкретизации наличествует в тех случаях, когда точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах управомоченного. Здесь индивидуально устанавливаются объект, обе стороны и содержание правовой связи между ними. Так, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения. Статья 188 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливает: «Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин». Определите структуру правоотношения.

Субъект. Лицо, вызываемое на допрос, дознаватель.

Объект повестка.

Юридическое содержание: Права субъекта: получить информацию о правонарушении. Обязанности: грамотно оформить повестку и вручить лично. Права объекта: получить лично грамотно оформленную повестку. Обязанности: явиться на допрос или не явиться в случае уважительной причины.

Политическая система общества: понятие, структура.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Выделяют следующие компоненты (структура) политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Виды правоотношений.

Правовое отношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям. Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений. По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные.

Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юридические факты, также порождают у всех адресатов одинаковые право-субъектные возможности, гарантируемые государством. Возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения.

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы. В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными.

В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

Понятие признаки и структура правопорядка.

Правопорядок и общественный порядок. Общественный порядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанной на соблюдении и исполнении всеми субъектами всех действующих социальных норм.

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанной на соблюдении всеми субъектами права всех действующих на территории государства норм права.

Особенности правопорядка:

1) запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации норм права;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отношений, создает условия для такой жизни, делает человека более свободным;

5) выступает итогом законности.

Соотношение правопорядка с общественным порядком:

1) они не совпадают по своему происхождению, ОП возникает вместе со становлением общества, ПП - когда возникает право, публичная власть, государство;

2) разная нормативная основа: ПП основывается на праве, ОП – на соблюдении всех социальных норм;

3) по-разному обеспечиваются: ПП – особым аппаратом принуждения, ОП – общественным мнением, негосударственными средствами воздействия;

4) при их нарушении возникают разные последствия: ПП – применяются юридические санкции, ОП – меры морального характера;

5) ОП шире по объему, содержанию, элементному составу шире ПП.

Структура правопорядка – это единство и упорядоченность элементов системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с целями правового регулирования. Правопорядок структурно обозначает реализованную систему права и включает в себя различные виды общественных отношений (конституционные, административные, семейные и др.), урегулированные нормами права. В структуре правопорядка в соответствии с элементами системы права выделяют определенные группы общественных отношений, урегулированных институтами, подотраслями и отраслями права.

В структуру (систему) правопорядка включаются также участники правопорядка, акты реализации права, взаимодействие составляющих правопорядок элементов. Сложный состав правопорядка связан с единством его структуры, содержания и функций. В структуру правопорядка включают также правовую структуру общества (государственные и негосударственные образования), которая закрепляет фактическую конституцию (устройство) общества, где каждый элемент структуры выполняет свою определенную функцию, правовые отношения и связи и атрибутивные элементы правопорядка (методы, процедуры, формы регулирования и т.д.).

Структурные отношения – это отношения между элементами правопорядка (в статическом и динамическом выражениях) на всех уровнях. Правопорядок – это не застывшая в своем развитии система отношений и связей, а постоянно изменяющаяся система, в том числе система изменяющихся по содержанию и форме элементов. Правопорядок в динамике основывается прежде всего на системе процессуальных норм, т.е. задача правопорядка упорядочивать юридические процедуры, действия субъектов и юридических форм. Правопорядок может быть общим, отраслевым, специальным, сложным, элементарным и т.д. Совокупность классификационных признаков в итоге образуют единый правопорядок.

Государство в политической системе общества.

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Субъектами политической системы являются:

1) государство;

2) политические партии;

3) общественные организации и объединения;

4) политические движения;

5) церковь;

6) органы местного самоуправления.

Государство занимает ведущее, центральное место в политической системе, является основной организацией, определяющей характер политики в обществе.

Такая роль государства обусловлена тем, что оно:

- представляет не только интересы отдельных социальных групп, но и всего населения страны, имеет самую широкую социальную базу по сравнению с любым общественным объединением;

- включает в себя специально приспособленный аппарат, разветвленную систему органов властного управления различными социальными процессами;

- помимо органов собственно управления включает в себя систему охранительных органов, способных в необходимых случаях принудительно осуществлять предписания государственной власти;

- концентрирует материальные, людские и финансовые ресурсы общества для решения тех или иных политических задач;

- способно, используя различные средства, проводить активную идеологическую деятельность, влиять на сознание, как отдельных социальных групп, так и населения в целом.

Государство универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества, имеющая свою территорию, аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы.

Государство имеет характерные признаки, а именно:

1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2) обладает суверенитетом;

3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат; 5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Субъекты правоотношений: понятие, виды.

Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права.

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1) на индивидуальные;

2) коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

1) граждан Российской Федерации;

2) иностранцев;

3) лиц без гражданства;

4) лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию.

Их делят на следующие виды:

1) государство;

2) государственные органы и учреждения;

3) общественные объединения;

4) административно-территориальные единицы;

5) субъекты Российской Федерации;

6) религиозные организации;

7) юридические лица.

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур. Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права. Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем.

Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.

Понятие, признаки и элементы системы права.

Система права это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, которая состоит из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам. Можно сказать иначе: система права — это научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по группам — правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые в свою очередь образуют отрасли — целостные нормативные образования.

Элементы системы права:

1. Отрасль права совокупность правовых норм, регулирующих специальным методом качественно-однородные общественные отношения. Каждая отрасль права характеризуется, во-первых, предметом правового регулирования, т.е. качественно однородной и относительно обособленной сферой регулируемых общественных отношений. Предмет правового регулирования служит основным критерием отличия норм одной отрасли права от другой. С предметом правового регулирования тесно связан метод правового регулирования - особый режим, создаваемый отраслью права для участников регулируемых ею отношений. В структуре права принято выделять две большие отрасли: частное и публичное право, которые разграничиваются по интересам, предмету регулирования, методу, субъектному составу.

а) Публичное право является совокупностью норм, регулирующих властные отношения государства с субъектами общественной жизни, защищает и удовлетворяет государственные интересы на основе императивных предписаний (методы принуждения и обязывания). Система публичного права включает отрасли права, направленные на удовлетворение публичных интересов (КП, УП, ТП, АП, ФН, НП, ЭП, ЗП).

б) Частное право - совокупность норм, регулирующих и охраняющих отношения частных лиц, субъектов общественной жизни между собой (ГП, СП, ПП). Метод – диспозитивный. Равенство субъектов правоотношений. Также есть деление отраслей права на материальные (базовые и специальные) и процессуальные. К материальным отраслям относят отрасли и частного, и публичного права, а к процессуальным – административный процесс, уголовный, гражданский, которые регулируют порядок разрешения споров и привлечения к ответственности за нарушения.

2. Подотрасль права - это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида (подотрасль вещного права в ГП).

3. Институт права совокупность правовых норм, входящих в отрасль права, регулирующих группу однородных по содержанию общественных отношений в рамках предмета отрасли права (институт дарения, купли-продажи в ГП, институт брака в СП, институт президентства в КП). Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.

Таким образом, институты права в иерархии структурных элементов системы права занимают второй уровень: они состоят из норм права; при этом они сами являются составным элементом отраслей права. Характерно, что относительную самостоятельность (автономию) и устойчивость функционирования нормы в составе института приобретают в силу того, что регулируют типичные (т.е. сходные) общественные отношения. В отличие от отраслей права, институт права объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида.

4. Норма права первичный элемент системы права, юридически обязательное правило поведения, исходящее от государственных органов, закреплённое в официальном акте и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения и служащее регулятором общественных отношений. 

Признаки (черты) системы права:

1. Обусловленность реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей существует объективно;

2. Органическая целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых состоит система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованы и целенаправленны;

3. Структурное разнообразие. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности.

Правоспособность и дееспособность субъектов права.

Правоспособность — это признаваемая государством общая (абстрактная) возможность лица иметь предусмотренные законом субъективные права и нести юридические обязанности, т. е. способность быть их обладателем.

Правоспособностью обладают все граждане без исключения, она возникает с момента рождения и прекращается моментом смерти. Правоспособность — это не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, которое носит абсолютный, универсальный характер. Обязанность любого государства состоит в том, чтобы должным образом гарантировать и защищать данное качество. Главное в правоспособности лица — это не сами субъективные права, а принципиальная возможность или способность их иметь.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в следующих особенностях:

1) правоспособность лица неотделима от личности, никто не может лишить человека его правоспособности либо ограничить ее;

2) правоспособность лица не зависит от пола, расы, национальности, профессии, места жительства, имущественного положения и иных жизненных факторов;

3) правоспособность является непередаваемой, она не может быть делегирована другому лицу;

4) по отношению к субъективному праву правоспособность является первичной, исходной, она играет роль предпосылки единичного субъективного права;

5) субъективное право является конкретным, а правоспособность лица — абстрактной.

Следует отметить: равенство правоспособности всех лиц вовсе не означает, что объем субъективных прав у всех граждан одинаков. Всеобщность правоспособности заключается в том, что государство с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством — юридической способностью быть носителем соответствующих субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных законом.

Фактическая возможность лица быть обладателем тех или иных прав и обязанностей наступает в разное время. Разумеется, что то или иное лицо не может быть носителем всех существующих прав и обязанностей одновременно. Однако способность к этому не подвергается никакому сомнению.

В теории правоведения различают следующие виды правоспособности:

а) общая правоспособность — это принципиальная возможность лица иметь любые субъективные права и нести юридические обязанности из числа предусмотренных законодательством;

б) отраслевая правоспособность — данный вид правоспособности дает возможность приобретать субъективные права и нести юридические обязанности только в тех или иных отраслях права (например, брачная, трудовая правоспособность и др.);

в) специальная правоспособность — это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант (например, врачебная деятельность). Данная правоспособность возникает в момент получения специального разрешения (применительно к юридическим лицам) либо специального документа о наличии соответствующих знаний (применительно к физическим лицам).

Специальная правоспособность юридического лица прекращается с момента ликвидации организации либо аннулирования полученной лицензии. Примером специальной правоспособности также являются должностная и профессиональная правоспособность физического лица.

Дееспособность — это возможность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности, способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за наступившие последствия, т. е. способность быть участником правовых отношений.

Дееспособность в отличие от правоспособности зависит от двух основных факторов:

- возраст — в полном объеме дееспособность наступает только с момента достижения лицом совершеннолетнего возраста, 18 лет. Дееспособностью не обладают малолетние дети, не достигшие четырнадцати лет, но они обладают полной правоспособностью. Кроме того, несовершеннолетние лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не могут реализовывать некоторые права и исполнять юридические обязанности (например, занимать посты в органах государственной службы);

- психическое состояние лица — полная дееспособность присутствует только у психически здорового лица. Дееспособностью не могут обладать душевно больные лица, однако данные лица обладают правоспособностью в полном объеме.

Исходя из изложенного выше материала, различают следующие виды дееспособности:

а) полная дееспособность — наступает с момента достижения лицом 18 лет,

б) частичная дееспособность — наступает с момента достижения лицом 14 лет,

в) ограниченная дееспособность — в данном случае суд ограничивает лицо в дееспособности.

Следует отметить, что новый Гражданский кодекс РФ применительно к дееспособности ввел понятие эмансипации. Эмансипация предполагает под собой, что несовершеннолетний гражданин, не достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он занимается трудовой деятельностью по трудовому договору либо с согласия родителей осуществляет предпринимательскую деятельность.

Правосубъектность — это взятые в единстве правоспособность и дееспособность лица. Таким образом, правосубъектность — это объединительное понятие, которое отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность лица являются неразделимыми во времени, т. е. данные два понятия органически сливаются воедино. Например, все коллективные субъекты правовых отношений обладают одновременно и право-, и дееспособностью.

Вообще, правосубъектность включает в себя четыре основных юридических элемента:

1) правоспособность;

2) дееспособность;

3) деликтоспособность — это способность лица отвечать за гражданские правонарушения (деликты);

4) вменяемость — это условие уголовной ответственности.

Если все права, имеющиеся в системе законодательства, разделить на две следующие группы: права, которые при осуществлении не требуют личного участия, и права, требующие личного участия гражданина, тогда допустимо отметить, что в большинстве отраслей российского права разделение понятий «правоспособность» и «дееспособность» не имеет практического смысла, а в сфере гражданского права, напротив, оправдано и необходимо.

Система законодательства: понятие, структура.

Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

- отраслевая («горизонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения, тесно связанные с трудовыми);

- иерархическая («вертикальная») – законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

Соотношение системы права и системы законодательства:

- структура системы права – горизонтальная (отраслевая) структура, т.е. система права состоит из отраслей права, имеющих свой особый предмет и метод регулирования, а те, в свою очередь, состоят из институтов права, норм права; система законодательства имеет как горизонтальную (отраслевую), так и вертикальную (иерархическую) структуру;

- первичный структурный элемент системы права – норма права, системы законодательства – нормативное правовое предписание, т.е. юридически обязательная, грамматически и логически завершенная часть структурного подразделения нормативно-правового акта (статьи, части статьи, абзаца, параграфа, пункта);

- система права – это внутренняя форма права (отрасли, институты, нормы права), система законодательства – это внешняя форма права, т.е. форма внешнего выражения, закрепления (объективирования) содержания права (норм права);

- система права шире системы законодательства, поскольку законодательство охватывает не все нормы права, т.е. является формой (источником) не всех норм права, есть и иные источники (формы права);

- система права возникает как результат объективно существующих общественных отношений (трудовых, имущественных, семейных), система законодательства – результат деятельности законодателя (субъектов правотворческой деятельности).

Понятие гражданского общества: его становление и развитие.

Гражданское общество – это система частных лиц, групп, институтов, не зависящих от политической власти государства. Становление и развитие гражданского общества протекает вместе с зарождением и эволюцией буржуазной цивилизации. Оно пришло на смену традиционному, сословно-кастовому, в котором социальное неравенство было выражено и закреплено в праве. Государство в добуржуазные эпохи практически совпадало с имущими классами, охраняло их привилегии, регламентировало многие стороны экономической, религиозной, духовной жизни. Понятие «гражданское общество» уходит своими корнями к античности – к идеям Аристотеля («государство-полис»), Цицерона («естественное право» граждан).

Разработка этого понятия связана уже с новым временем, с XVIII веком, когда пришедшая на мировую арену молодая буржуазия начинает осознавать свои социальные интересы (концепции Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Канта, Г. Гегеля). В XX веке развиваются многочисленные теории гражданского общества. Большинство из них связывает его возникновение с появлением гражданина как социально и политически активной личности, обладающей определёнными правами и наделённой обязанностями. Становление и развитие гражданского общества рассматривается в тесной связи со становлением и развитием правового государства, высоко развитой цивилизации.

Советское обществоведение игнорировало теорию и практику гражданского общества, следуя положению марксизма о том, что в результате победы пролетариата над буржуазией общество сольётся с социалистическим государством, будет полностью подчинено и поглощено им, поскольку социалистическое государство является гарантом и выразителем всеобщего (и общественного и государственного) интереса.

Сегодня остро осознаётся необходимость не только теоретической разработки концепции гражданского общества, но и путей его формирования в реальной исторической практике. Всё большее число теоретиков и политиков приходит к выводу, что неразвитость гражданского общества в России является основным тормозом на пути демократизации. В связи с этим остро ощущается необходимость выявления основных черт и качеств самого понятия «гражданское общество».

Назовем такие элементы и ценности гражданского общества, которые являются также представлениями о нормах индивидуального существования в обществе:

а) требование личной безопасности;

б) свобода от доминации с чьей-либо стороны, т. е. самостоятельный выбор индивидом веры, образа жизни, стиля поведения и т. д., но в рамках «писаных и неписаных законов»;

в) принцип равенства всех перед законом;

г) право каждого на частную собственность;

д) институт контрактных отношений между индивидами, между индивидами и группой;

е) признание индивидуальных различий, уважение и терпимость (толерантность) к другому человеку.

Несущие структурообразующие элементы в этом наборе: личность и собственность.

Институты гражданского общества: семья, церковь, образование, добровольные союзы и организации во всех сферах жизни общества. Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между индивидами, не опосредованными государством. По-другому можно сказать, что гражданское общество есть совокупность неполитических отношений, существующих вне рамок политической структуры государства, вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства вообще. Жить в государстве и быть вне его невозможно.

Речь идёт о том, что государство создаёт рамочные законы, общие «правила игры» для самодеятельности, самоорганизации, для организующихся «снизу» объединений граждан во всех сферах его жизнедеятельности. Эти «рамочные законы» одинаково значимы как для личности, так и для самого государства. С одной стороны, они вводят в правовое пространство многообразную деятельность личности в обществе, а с другой, - являются законодательным ограждением личности от прямого вмешательства в её дела со стороны государственной власти. Гражданское общество – это «амортизатор» между человеком и государством, не позволяющий последнему превратить свою власть в прямой диктат. Тем самым создаётся система для саморазвития социальной, социокультурной и духовной сфер, их самовоспроизводства от поколения к поколению.

В результате получается прямо независимая от государства система общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации как отдельных индивидов, так и коллективов, их коллективных и индивидуальных интересов. В гражданском обществе, таким образом, свободно развивается ассоциативная жизнь (т. е. самодеятельные объединения) или так называемая публичная (общественная) сфера.

Для гражданского общества типичными являются горизонтальные связи: властная государственная вертикаль не его среда воздействия. Фундамент горизонтальных связей гражданского общества – это экономические отношения, основанные на частной собственности. Основанные на частной собственности эти отношения обеспечивают значительную экономическую самостоятельность человека, производителей.

Второй слой горизонтальных связей гражданского общества – социокультурные отношения, куда включаются семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие связи. Наконец, третий, верхний слой образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными предпочтениями, ориентациями (группы интересов, политические движения, клубы, политические партии). Основная сущностная черта таких отношений - их самоорганизация, самодеятельность. Они возникают «снизу», из глубины интересов человеческих общностей. Их существование связано одним общим стремлением к совместной жизни.

Итак, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей, тогда как управление по вертикали обеспечивает государство («вертикаль власти»).

Содержание правоотношений.

Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны.

Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание — только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Содержание правоотношения (повторим) — это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом права и обществом (всяким и каждым).

Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Признаки данного права:

1. Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право — это возможное поведение, т. е. носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий.

2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. е. активными действиями обязанного лица.

4. Субъективное право предоставляется управомочен ному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.

5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении у право-моченного лица.

Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.);

в) право требоватьот другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);

г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки:

1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения (если обязанность состоит в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга, срок уплаты и т. д.).

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.

3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны — отдельного лица или общества (государства) в целом.

4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

- воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

- совершение конкретных действий (активное поведение);

- претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Задачи:

Статья 79 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает: «Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений». Определите структуру нормы права.

Гипотеза Если лицо осуждено к лишению свободы, то...

Диспозиция Администрация осуществляет приём осуждённых в исправительных учреждениях в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Санкции нет...

Статья 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает: «Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию». Определите структуру нормы права.

ГИПОТЕЗА. Если осужденное лицо старше 30 лет и (или) является инвалидом I или II группы и имеет желание, то

ДИСПОЗИЦИЯ. Оно получает основное общее или среднее (полное) общее образование.

САН КЦИЯ. Нет...

Статья 54 Семейного кодекса РФ устанавливает: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». Определите структуру нормы права.

ГИПОТЕЗА. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье

ДИСПОЗИЦИЯ. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

САНКЦИЯ. нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: