По разделам «Фонетика», «Орфография», «Морфемика»,
«Словообразование»
Задание №1.
Затранскрибировать текст, отметить все фонетические процессы, провести фонетический, орфографический, словообразовательный, морфемный и этимологический анализ выделенных слов.
Цифровые обозначения:
1 – фонетический анализ;
2 – морфемный анализ;
6 – орфографический анализ;
с – словообразовательный анализ;
* – этимологический анализ.
Образец.
Вариант 0
Ни на миг не прерывалась за тысячелетие волшебная нить языка, соединившая6* в одно целое предков 1 и потомков, создавшая русское племя, русский народ и нацию. За это время русский язык стал одним из совершенных, отточенных2, гибких и полновесныхс языков мира.
Выпишите слово, образованное приставочным способом.
[н’и – н Λ – м’и к н’ ь – п р’ ь р ы в а л ъ с’ з ъ – т ы с’ ь ч иэ л’ э т’ и и ь в Λ л ш э б н ъ и ь н’и т’ и ь з ы к а / с ъ и ь д’и н’и ф ш ъ и ь в – Λ д н о ц э л ъ и ь п р’э т к ъ ф и – п Λ т о м к ъ ф /с Λ з д а ф ш ъ и ь р у с к ъ и ь п л’э м’ ь / р у с к’и и н Λ р о т и – н а ц ы и у // з Λ – э т ъ в р’э м ь р у с к’и и и иэ з ы к с т а л Λ д н’и м и с ъ в’ иэ р ш э н ы х / Λ т о . ч ь н ы х /г’и п к’и х и–п ъ л н Λ в’э с н ы х и ь з ы к о ф м’и р ъ // ]
1 ) __ – качественная редукция гласных;
2) [ Λ т о. ч ь н ы х] – аккомодация гласного о в сильной позиции (под ударением);
3) [н’и – н Λ – м’и к / п р’э т к ъ ф / и – п Λ т о м к ъ ф / н Λ р о т /
и ь з ы к о ф ] – оглушение на конце слова;
4) [с ъ и ь д’и н’и ф ш ъ и ь / п р’э т к ъ ф / с Λ з д а ф ш ъ и ь /
и с ъ в’ иэ р ш э н ы х / г’и п к’и х ] – частичная ассимиляция по глухости.
предков 1 [п р’э т к ъ ф ] – 7 звуков
[п] – согласный, шумный, глухой (парный – [б]), смычный, взрывной, губной, губно-губной, твердый (парный – [п’]);
[р’] – согласный, сонорный, звонкий, смычно-проходной, дрожащий, переднеязычный, небно-зубной, мягкий (парный – [р]);
[э] – гласный, ударный, полного образования, среднего подъема, переднего ряда, неогубленный;
[т] – согласный, шумный, глухой (парный – [д]), смычный, взрывной, переднеязычный, зубной, твердый (парный – [т’]);
[к] – согласный, шумный, глухой (парный – [г]), смычный, взрывной, заднеязычный, задненебный, твердый (парный – [к’]);
[ъ] – гласный, безударный (неполного образования), среднего подъема, среднего ряда, неогубленный;
[ф] – согласный, шумный, глухой (парный – [в]), щелевой, губной, губно-зубной, твердый (парный – [ф’];
[п р’э / т к ъ ф ]
1 3 4 1 1 4 1
[п р’э] – слог ударный, начальный, прикрытый, открытый, восходящий тип звучности;
[т к ъ ф] – слог безударный, конечный, прикрытый, закрытый, восходящее-нисходящий тип звучности (1141).
соединившая6 со1 е2ди3нив4ша5я – 5 орфограмм
1) буква «о» в приставке со- обозначает фонему /о/ в слабой позиции (проверка – с о бранный), написание базируется на морфонематическом принципе;
2) буква «е» в корне -един- обозначает гиперфонему / /, написание базируется на традиционном принципе;
3) буква «и» в корне -един- обозначает фонему /и/ в слабой позиции (проверка – ед и ный), написание базируется на морфонематическом принципе;
4) буква «в» в суффиксе -вш- обозначает гиперфонему / /, написание базируется на традиционном принципе;
5) буква «а» в окончании -ая обозначает фонему /а/ в слабой позиции (проверка – больш а я), написание базируется на морфонематическом принципе;
полновесныхс
полн о вес н ых (прил.) ← полный, вес (сложение основ с суффиксацией)
отточенных2
1) причастие;
2) флексия -ых со значением мн. ч., род. п.;
3) основа словоформы отточенн-;
4) формообразующий суффикс -енн- (формы страдательного причастияпрошедшего времени);
5) основа слова отточ-;
6) родственные слова: заточка, точить, выточенный, точилка;
7) корневой морф -точ - связанный, алломорфов нет;
8) аффиксы: префикс от- со значением завершенности действия (ср.: отстоять, отыграть);
9) основа слова членимая, простая;
10) интерфиксов нет;
11) отточенных.
соединившая*
Современный морфемный состав: приставка со-, корень - един -, суффикс - и -, окончание - ая.
Этимологический анализ: современный корень един (один) представляет сложение основ ед- («только») и ин- («один, сам»). Буквально «совсем один». Произошло опрощение (соединение двух корней в один) в связи с выходом из употребления родственных слов (архаизацией).
Вариант 1
Поезд 1 ушел быстро, его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышнос шума, точно все сговорились 1,6 нарочно*, чтобы прекратить поскорее 2 это сладкое 1 забытье, это безумие 2, и, оставшись один на платформе 6 и глядя в темную даль, Гуров слушал крик кузнечиков и гудение телеграфных проволок с таким чувством, как будто только что проснулся…
Выпишите два примера слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Вариант 2
…Он был растроган 1, грустен и испытывал легкое6раскаяние 2: ведь эта молодая женщина, с которой он больше никогда не увидится, не была с ним счастлива 6; он был приветлив 1* с ней и сердечен 2, но все же в обращении с ней, в его тоне и ласках сквозила тенью легкая 1 насмешка, грубоватое высокомерие счастливого мужчины, который к тому же почти вдвоес старше ее.
Выпишите два примера слов, образованных суффиксальным способом.
Вариант 3
Весь день провел в полку у летчиков. Преотличные* ребята. А вечером сидели с комендантом в комнатушке 1 за его кабинетом и предавались его любимому занятию: пили чай.
Комендант - пожилой 2 человек, сибиряк, из партийных работников. Он молчалив 6 как камень и любит пить чай. Пьет, ей-богу, стаканов по десять. Пьет с блюдца, в которое дует, чтобы чай остыл. Пьет вприкуску 1,2,с, сладкий 1 чай презирает 6: бурда.
Выпишите два примера слов, образованных приставочным способом.
Вариант 4
Ох, и канительная это служба: быть комендантом. Он еле держится на ногах, стоит разговору 6 на мгновенье оборваться 6, как он засыпает. Сколько больших и малых дел свалилось 1 на его голову. В особенности пленные. Их приводят все больше и больше, выуживают из подвалов 1, ловят на чердаках. Они выходят из леса. Кстати, одного эсэсовца-офицера вытащили даже из выгребной 1 ямы, где он чуть не задохнулся 2, и приволокли в совершенно*“очаровательном”2, с виде.
Выпишите прилагательные, образованные суффиксальным способом.
Вариант 5
В последние годы подробности стали исчезать 1 из нашей беллетристики, особенно в вещах молодых 1 писателей. Но без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается тогда в сухую палку от копченого 6 сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига уже нет, а торчит одна тощая щепка.
Смысл подробности 1 заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочьс, которая обычно ускользает 2,6 от глаз, мелькнула бы крупно, стала видней 2 всем.
Выпишите два примера слов, образованных суффиксальным способом.
Вариант 6
…Есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью с. Они заполняют свои сочинения грудами подробностей – без отбора 1, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты 1,6 любого человека* или любое явление. Например, чтобы дать представление 2,6 о начавшемся 1 крупном дожде, достаточно написать 2, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле под окном.
Определите способ образования слова “отбор”.
Вариант 7
За тем, что происходило в котельной, наблюдали все рабочие, задержанные на заводском 1 дворе. Отчаянная отвага одиночки 1,2, перед которой оказались бессильными вооруженные легионеры, покорила сердца*. Сумрачные, измученные 6 тяжелой 6 работой люди чувствовали 1 в сопротивлениис одного человека укор своей пассивности. А рев не давал 2 забыть об этом ни на минуту. Теперь судьба Птахи глубоко тревожила всех. Восхищаться им стали открыто, особенно женщины.
Определите, какие слова образованы морфолого-синтаксическим способом (переход из одной части речи в другую).
Вариант 8
Художник сошел 2 ночью на маленькой станции. Я вышел на платформу*попрощаться 1, 2, С с ним. Светил керосиновый фонарь. Впереди 1,6 тяжело дышал паровоз. Я позавидовал художнику и вдруг рассердился 6 на всякие дела, из-за которых должен был ехать дальше и не мог остаться хотя бы на несколько дней в северной стороне 1. Здесь каждая ветка вереска могла вызвать столько мыслей, что их хватило бы на несколько поэм в прозе.
Выпишите два примера слов, образованных приставочным способом.
Вариант 9
Хлестал в лицо осенний дождь. Низко 1,6 ползли над землей серыеС, набухшие 2 влагой тучи. Поздняя осень оголила 1 лесные полчища темно-*, хмуро стояли старики грабы, пряча морщины коры под бурым мхом. Безжалостная 1 осень сорвала с них пышные одеянья 2, и стояли они голые и чахлые.Одиноко среди леса ютилась маленькая станция. От каменной товарной платформы в лес уходила полоса разрыхленной 6 земли. Муравьями облепили ее люди.
Определить способ образования наречий в данном тексте.
Вариант 10
… Стеснилась 6 грудь его. Чело
К решетке 1 хладной прилегло.
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым 1 истуканом
И, зубы стиснув 1, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
“Добро, строитель чудотворный 2! –
Шепнул он, злобно С задрожав 6. –
Ужо тебе!” И вдруг стремглав*
Бежать пустился 2.
Выпишите существительные, образованные суффиксальным способом.
Задание№2.
Выполните тест по орфографии, приготовьте объяснения.