Вопрос 27. Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации

Задача устноречевой коммуникации добиться чтобы в сознании слушателя возникла та или иная информация, которую выражал говорящий.

Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, информация будет воспринята и осмыслена одинаково. В про­тивном случае ситуация осложнится: говорящий будет искать более удачную форму высказывания, а слушающий попытается точнее по­нять смысловое содержание.

Виды устноречевой коммуникации:

1. Говорение. Оно обусловлено выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь. Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней.

2. Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством кото рого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения н а основе деятельности слухового анализатора. Слушание, как и все виды речевой деятельности, мотивировано потребностями, психологическими установками, задачами слушающего.

Отвечая на вопрос «Кто участвует в коммуникации?», мы долж­ны представить себе роли, которые выполняют собеседники в си­туациях общения.

Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих раз­новидностях:

· адресатная — позитивная (передача знаний);

· адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, на­пример «выспрашивание»);

· адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний);

· адресатная — суггестивная (навязывание знаний, внушение).

Роль слушателя заключается в восприятии, понимании ин­формации и принятии решения о реактивных действиях и имеет разновидности:

· нулевая — позитивная (получение знаний);

· негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседни­ка) и т.д.

Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельно­стью. Взаимопонимание обычно возникает у собеседников, связан­ных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т.д.

Ситуации действительности, в которых осуществля­ется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Общение в конкретной ситуации характеризу­йся не только речевой формой, но и предметным содержанием.

Ситуация (акт) речевой коммуникации характе­ризуется продуцированием высказывания, его восприятием (осмыслением) и реактивным действием адресата (речевым или нере­чевым), демонстрирующим обратную связь.

Целевой аудиторией инициатора речи может быть любое число собеседников, связанных с ним общими коммуникативными намерениями.

В любой ситуации общения говорение — слушание сопровождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия:

· механические акты - приведение в действие речевого аппарата, произнесение звуков, складывающихся в слова;

· речемыслительные акты - информирование, предъявление знания, формулирование вопросов, ответов и т.д.;

· активизация обратной реакции, т.е. речевых действий слушателей.

Специфика поведения говорящего заключается, прежде всего, в передаче знаний, свойств и качеств обсуждаемого предмета. Поведение коммуникантов зависит от условий, в которых разворачивается речевое общение: сферы общения, временной ситуации и коммуникативной ситуации, обусловленной ролями участников общения и другими характеристиками.

Каждый человек в процессе жизнедеятельности вовлекается (последовательно или одновременно) в различные сферы общения: бытовую, социокультурную, деловую, учебную, производственную, культовую и т.д. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого стиля речевой деятельности.

Типичная (для любой сферы) коммуникативная ситуация предполагает:

- отражение в речи целеустановок общения;

- реализацию умений в разных видах речевой деятельности;

- использование способов изложения и лексико-грамматических средств, необходимых для выражения конкретного предметно­го содержания.

Типичную коммуникативную ситуацию можно представить как мо­дель контакта, в котором реализуются речевые (и неречевые) действия со­беседников в их социально-коммуникативных и профессионально-коммуни­кативных ролях.

В речевой реализации, каждой коммуникативной ситуации, участ­вуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и ад­ресат (получатель, реципиент, слушатель, аудитория слушателей).

Рассмотрим подробнее их коммуникативные характеристики.

1.Адресант (отправитель) обязательно учитывает в своей речи характеристи­ки слушающих и цель своего говорения. В каждой из ситуаций общение строится с учетом речевых (языко­вых) параметров говорящего и слушающего.

2.Адресат (получатель) в процессе коммуникации совершает ряд речевых действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.).

Умения говорения, способствующие реализации большего количества содержательно-смысловых схем речевых действий, отражают высокий уровень коммуникативной компетенции, которую мы оцениваем в плане ситуативного единства содержания и формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: