Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей современной
политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками
ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие
приоритет семьи, общины, сословия, государства перед целями и ценностями
отдельной личности.
Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая
индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое
участие. Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства
граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными
воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись
препятствием освоении опыта демократического развития других стран. В
идеологизированном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес
государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне
государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось,
|
|
в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в
политике принципа "кто не с нами - тот против нас".
Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. etat -
государство) - вера в государство, доминирование государства, при котором
общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.
В современный период важным условием демократического развития российского
общества является освоение гражданами опыта демократической политической
культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходящий через этап
фрагментарной модели политической культуры. Политическая культура
современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от
собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость
общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную
восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия
добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых
граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не
бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага,
совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.
Тема 8. ДЕМОКРАТИЯ КАК ФОРМА ВЛАСТИ И СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА