Сущность и цели наглядности в преподавании экономических дисциплин

В основе принципа наглядности лежит процесс познания человеком окружающего мира:

1) непосредственно-чувственый, когда объект познается с помощью органов ощущения;

2) опосредованный, когда явления и объекты не воспринимаются чувственно (приборы, фотографии, звукозаписи, моделирование и т.д.).


Причины, требующие применения этого принципа:

- ощущения – это первый этап познания человеком мира;

- познание – это единство чувственного и логического;

- 80% информации человек получает через зрение;

- образность усиливает запоминание материала.

Наглядность в преподавании - комплекс педагогических мероприятий и средств, воздействующих на различные органы чувств обучаемых: на зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Наглядное обучение построено на конкретных образах.

Цели:

1) формирование правильных представлений об изучаемом с помощью воздействия на психику обучаемых;

2) активизация мыслительных процессов и учебной активности.

Наглядность содействует развитию внимательности в той мере, в которой она стимулирует процесс мышления. Наглядный образ предмета может сам по себе привлечь внимание, но цель использования наглядности заключается в том, чтобы на определенном этапе познания обучаемые перешли от образа к обобщению.

Формы наглядности, используемые в учебном процессе:

- внутренняя - опора на прежние, отложившиеся в сознании образы;

- внешняя - состоит из естественных или специально созданных для обучения экспонатов в натуральном или условном виде.

По видам внешняя наглядность подразделяется на натуральную, словеснообразную и изобразительную.

Натуральная - использование предметов, экспонатов такими, какими они есть в действительности.

Словеснообразная - использование художественных образов, ярких сравнений.

Изобразительная - применение искусственно созданных пособий, заменяющих реальные предметы.

Изобразительная делится на:

ü образные средства (портреты, фотографии, картины);

ü условные средства (схемы, плакаты, таблицы, классная доска);

ü экранные средства (слайды, диафильмы, кинофильмы, мультимедийные);

ü звуковые средства (аудиозаписи).

Экранные и звуковые получили название – технические средства обучения (ГСО).

Методические требования к наглядному обучению:

1) не допускается использовать более 20 минут и 30 элементов наглядности в 2-часовой лекции по экономической дисциплине;

2) наглядность эффективна в сочетании со словом преподавателя;

3) учебный кинофрагмент сработает результативно, если будет продолжаться не менее 2 и не более 8 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: