Розничная торговля – потребители

В процессе реализации экономических отношений используется множество различных видов цен, которые образуют систему цен.

Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.

В зависимости от стадии товародвижения выделяют основные виды цен:

Ø оптовые цены организации (отпускные цены) – это цены, по которым реализуется продукция предприятия – изготовителя. Они состоят из себестоимости товара и прибыли предприятия. Иными словами, это цена, возмещающая издержки производства и дающая получение прибыли;

Ø оптовые цены промышленности (торговля) – если к оптовой цене предприятия (цена реализации) добавить снабженческо – сбытовую скидку (издержки плюс прибыль снабженческо – сбытовых организаций), то получим оптовую цену промышленности или оптовую цену посредника;

Ø розничные цены – это оптовая цена промышленности плюс торговая скидка (издержки плюс прибыль) организаций розничной торговли.

В таблице 1 отражено формирование цен.

По времени действия выделяют цены:

Ø твёрдые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

Ø текущие (временные), которые могут меняться в рамках одного контракта в зависимости от условий рынка;

Ø сезонные – это цены, которые в зависимости от сезона продажи могут изменяться. Например, цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи) или цены на некоторые потребительские товары (обувь, одежду);

Ø скользящие – устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за определённый период времени.


Таблица 1. Формирование цены

ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕНЫ
Себестоимость производства и реализации товаров (работ, услуг) Прибыль производителя Косвенные налоги Посредническая надбавка (наценка) Торговая надбавка (наценка)
Акциз Налог на добавленную стоимость Издержки посредника Прибыль посредника Налог на добавленную стоимость посредника Издержки торговли Прибыль торговли Налог на добавленную стоимость торговли
  Оптовая цена изготовителя      
Отпускная цена организации
Оптовая цена закупки (оптовая рыночная цена)
Розничная цена
                   

По степени фиксации выделяют следующие виды цен:

Ø свободные (рыночные), которые устанавливаются производителем на основе спроса и предложения и складываются на основе конъюнктуры рынка независимо от непосредственного влияния государственных органов;

Ø реальные представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен;

Ø регулируемые, испытывающие определённое воздействие государственных органов прямым ограничением их роста или снижения. Иными словами, определяемые и контролируемые государством;

Ø закупочные – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. Либо цены, по которым идёт закупка сельскохозяйственной продукции снабженческо – сбытовыми организациями;

Ø договорные (договорно-контрактные), которые устанавливаются по договорённости (зафиксированы в договоре) между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) на определённые объёмы продукции и сроки поставки;

Ø биржевые, по которым реализуется продукция путём биржевой торговли;

Ø аукционные;

Ø комиссионные;

Ø трансфертные, по которым различные подразделения одной организации, находящиеся в различных регионах отпускают друг другу продукцию или услуги;

Ø внешнеторговые, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров;

Ø экспортные, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке;

Ø импортные, по которым российские организации закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учётом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны;

Ø прейскурантные – фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом;

Ø демпинговые от слова «демпинг» – продажа товаров на рынке по искусственно заниженным ценам. Это способ прорыва на внешние рынки. Цель демпинга заключается в вытеснении конкурента, а также в завоевании внешних рынков;

Ø проектные, используются в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии;

Ø расчётные, определяются посредством расчётов;

Ø ожидаемые, определяются посредством ожиданий в будущем;

Ø плановые;

Ø прогнозные;

Ø мировые, то есть цены мирового рынка. Представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определённый период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах;

Ø цены неофициального, так называемого чёрного или теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещённые в открытой продаже товары либо на дефицитные товары, по различным причинам отсутствующие в данный момент в свободной продаже.

Цена как экономическая категория выполняет следующие функции:

Ø учётная. Цены позволяют перевести натурально – вещественную оценку имущества и товара в стоимостную форму;

Ø измерительная. Цена позволяет определить количество денег, необходимых покупателю для приобретения товара и позволяет организации определить потребность в финансовых ресурсах для конкретных коммерческих сделок;

Ø распределительная. Она состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения и т. д.;

Ø стимулирующая. Проявляется в том, что высокие цены стимулируют рост объёма производства, качества продукции.

Метод франкирования – это оплата за доставку груза от производителя к потребителю. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.

В зависимости от их величины (или в зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара) выделяют различные виды цен (таблица 2):

Ø франко – склад поставщика;

Ø франко – станция отправления;

Ø франко – вагон станция отправления;

Ø франко – вагон станция назначения;

Ø франко – станция назначения;

Ø франко – склад потребителя.


Таблица 2. Виды транспортных расходов, включаемых в цену продукции

  Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции на станцию отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления Расходы по транспортировке до станции назначения Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения Расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя
Франко – склад поставщика          
Франко – станция отправления        
Франко – вагон станция отправления      
Франко – вагон станция назначения    
Франко – станция назначения  
Франко – склад потребителя (покупателя)
                   

Цена – франко – склад – поставщик – это когда потребитель полностью оплачивает все транспортные расходы, а также берёт на себя и риск доставки товара.

Цена – франко – склад – покупатель – когда все транспортные расходы и расходы по страхованию грузов оплачиваются поставщиком, включая и риск доставки груза.

Следует выделить факторы, влияющие на формирование цены:

Ø рыночная среда – это тип рынка, на котором работает продавец;

Ø участники каналов товародвижения;

Ø политика государства. Свобода организации в установлении цены ограничена не только потребительским спросом, рыночной средой, участниками каналов товародвижения, но и государством. Воздействие государства на свободу ценообразования может осуществляться различными способами:

ü установлением уровня цен путём:

а) введения прейскурантных цен (уголь, нефть, газ, электроэнергия, услуги железнодорожного и городского транспорта, авиатарифы, тарифы на жилищно – коммунальные услуги);

б) «замораживания» на определённое время рыночных свободных цен. Оно носит краткосрочный характер и осуществляется для ограничения инфляции;

ü регулированием рыночной цены путём:

а) установления предельного уровня цен на отдельные товары;

б) регламентирование основных параметров, определяющих уровень цен. Таких как величина косвенных налогов, скидка;

в) установление предельного уровня разового повышения цен на конкретный товар в целях недопущения скачкообразного роста цен;

г) установление цены на продукцию государственных предприятий, которые выступают на товарном рынке также в качестве субъектов предпринимательской деятельности;

ü установлением «правил игры» для системы свободных (договорных) цен. В данном случае государство вводит ряд запретов:

а) на горизонтальное фиксирование цен, то есть на соглашение предприятий о поддержании цен на определённом уровне;

б) на вертикальное фиксирование цен, то есть навязывание производителем своих цен поставщикам и торговле;

в) на ценовую дискриминацию, то есть на ограничение свободы выбора;

г) на демпинг, то есть продажу товара по цене ниже себестоимости с целью устранения конкурента и др.

Ø платёжеспособность населения, то есть средний доход на душу населения и доля дохода, приходящаяся на определённую группу населения;

Ø количество потребителей, особенно на товары первой необходимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: