На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Невербальная коммуникация, дополняющая речь и передающая эмоциональное состояние, включает такие знаковые системы:
1) оптико-кинетическую, которая использует жесты, мимику, пантомимику;
2) паралингвистическую (от лат. para — возле, около), которая выражает чувства и состояние человека с помощью качеств голоса, его диапазона, тональности;
3) экстралингвистическую (от лат. extra — вне, lingua — язык), предполагающую включение в речь пауз, смеха, определенного темпа речи;
|
|
4) пространственно-временную, которая связана с взаимным расположением партнеров по общению, временем общения, особой ситуацией общения.
Интерактивная сторона общения. Кооперация и конкуренция
В процессе общения люди обмениваются не только информацией, но и различными действиями. Взаимодействие как аспект общения проявляется в организации людьми общих действий, направленных на достижение определенной цели в процессе совместной деятельности.
Все разновидности взаимодействия традиционно делят на две группы. К первой относят действия, повышающие эффективность совместной деятельности (кооперацию), а ко второй — действия, снижающие эффективность (конкуренцию).
Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) предполагает объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и обязанностей.
Конкуренция (от лат. сопсигго — сбегаю, сталкиваюсь) характеризуется достижением целей в условиях противоборства с другими людьми, добивающимися достижения этих же целей.