Гносеологическая сторона основного вопроса философии

Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: "Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?". Эта проблема получила наименование второй стороны основного вопроса философии: "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Данный вопрос допускает два ответа:

- "мир познаваем", такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo - знаю;

- "мир непознаваем" - гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии - это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Основные черты античной философии.

Начало Западноевропейской философии исходит из Древней Греции VII в. До н.э. Философская мысль зародилась в городе Милете и поэтому философская школа получила название Милетская.

Первые философы стремились понять первопричину или начало всех вещей. Для античной философии было характерно появление большого числа философских учений.

Измышления античных философов носили умозрительный характер. В античной философии сложилась традиция философствования в виде ведения дискуссии и диалога.

Античная философия создала богатейший интеллектуальный багаж, который был унаследован последующими этапами мировой философии.

Отцом античной философии считают Фалеса. Он считал первопричиной всего сущего воду. Первопричина или праоснова это то, из чего все происходит и то, во что все превращается. Она некая существенность, остающаяся постоянной при всех своих превращениях. Вода – основа для всего живого.

Другой ученый, Анаксимандр, углубил причину первоначала. Он полагал, что начало всего сущего – апейрон, который означает нечто лишенное границ, но он дает начало всем вещам, ограничивая их.

Ученик Анаксимандра Анаксимен полагал, что первоначало бесконечно, оно есть воздух, как безграничная субстанция.

Благодаря подвижной природе из воздуха все происходит. Философы, которые полагали первоначалом всего сущего природные стихии, получили название философы – натуралисты.

Главной заслугой милецких философов было то, что они пытались создать учение о природе на основе первоначала, а весь мир или космос они рассматривали как превращение на основе неизменного первоначала.

Милецкие философы обратили внимание на универсальный динамизм вещей. Они считали динамизм универсальной характеристикой всех вещей. Но лишь Гераклит более глубоко раскрыл эту тему. У него вечное течение вещей и универсальное становление раскрывается как гармония контрастностей, как соединение противоположностей в гармонии. И эта гармония есть единство противоположностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: