Средневековая философия: общая характеристика

Средневековая философия принадлежит, в основном, эпохе феодализма (V – XV в.). Ей характерен своеобразный способ философствования, во многом отличный от античной философии. В некоторой степени, используя положения учения Платона и Аристотеля, она вырабатывает и собственные принципы философствования.

Философия средних веков получила название христианской, так как в это время господствующей религией было христианство. Это, в свою очередь, определяло и мировоззрение этой эпохи. Эта философия религиозна. Её сущностью является теоцентризм. В соответствии с этим положением, источником всякого бытия и блага является Бог и высшую цель жизни видели в служении Богу. Это ознаменовало конец многобожию и положило начало однобожию.

Теоцентризм означает, что субъектом и абсолютной личностью является Бог. Он есть центр мира и главный объект внимания.

Основные идеи христианства:

Идея творения или учения о сотворении мира Богом из ничего

Идея откровения

Идея грехопадения

Идея спасения.

В истории средневековой философии различают два основных этапа:

Патристика

Схоластика

Патристикой называют учения отцов церкви или богослов. Патристика – религиозная идеология. Наиболее видным представителем был Августин, который получил призвание Блаженный. Его главная заслуга – систематизация христианского мировоззрения, то есть представление его как целостного и единственно верного учения. Необходимая систематизация христианства была вызвана борьбой с еретическими движениями того времени. Поэтому единство веры для христианской церкви был вопросом жизни или смерти.

Схоластика – религиозное философское учение, которое видело путь постижения Бога в логике, рассуждении, а не только в сверхразумном созерцании и чувстве, то есть вере.

Основная идея схоластики: Бог не только создал мир и человека, но и дал человеку истинное знание. Таким знанием является священное писание (Библия).

Развитие западноевропейской философии в период схоластики было тесно связано с познанием. Схоластика была вызвана к жизни новым подъемом культуры. В это время стали появляться многочисленные церковные школы и университеты.

Важнейшим представителем схоластики стал Фома Аквинский. Во времена схоластики выросла идейная борьба церкви с её противниками. И для успешного ведения идейной борьбы церковь считала нужным систематизировать, развивать, совершенствовать свое умение на основе схоластики. Главной заслугой Фомы Аквинского является то, что он систематизировал религиозную философию средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: