Предмет, задачи, методы, основные категории возрастной и педагогической психологии

Предмет, задачи, основные принципы возрастной и педагогической психологии. Краткий исторический очерк воз­никновения возрастной и педагогической психологии.

Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии.

Основные разделы возрастной психологии: детская психо­логия, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого чело­века, геронтопсихология.

Структура педагогической психологи: психология образовательной деятельности, психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося (ученика, студента), психология педагогической деятельности и ее субъекта, психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Основные категории возрастной и педагогической психологии: развитие, созревание, рост, онтогенез, филогенез, обучение, научение, воспитание, учебная деятельность, педагогическая деятельность. Методы исследования.

2. Закономерности психического развития детей.

Психическое развитие. Факторы развития психики: биологические (наследственные и врожденные), социальные. Движущие силы психического развития. Виды противоречий. Онтогенез. Филогенез.

Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину Л.С. Выготскому).

Качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста, виды возрастов. Современные критерии возраста. Наличие сензитивных возможностей и сензитивных периодов. Ведущая деятельность. Новообразования. Социальная ситуация развития. Переходный и критический характер психического развития на стыке возрастов в 1, 3, 7, 13 лет. Характеристики критических периодов. Гетерохронность. Социализация. Этапы социализации.

Уровни (зоны) развития по Л.С. Выготскому: уровень (зона) актуального развития, уровень (зона) ближайшего развития.

3. Организация процесса обучения и воспитания на разных возрастных этапах.

Индивидуальные особенности учебной деятельности.

Особенности научения в период дошкольного детства. Психологическая готовность ребенка обучению в школе: информационно-познавательный, личностный, волевой, операционно-технический компоненты.

Младший школьник, подросток и старшеклассник как субъекты учебной деятельности: переход от ведущей учебной деятельности к учебно-профессиональной.

Воспитание в дошкольном возрасте. Воспитание младшего школьника: учение, игра, общение, труд. Воспитание подростков и юношества: семейное и внесемейное.

Самовоспитание подростков и юношей.

4. Психолого-педагогические основы работы с трудными детьми.

«Трудные» дети в общеобразовательной школе. Классификация «трудных» детей. Педагогически запущенные дети: дети с отклонениями в поведении, дети с социальной, школьной дезадаптацией, дети с акцентуированным характером.

Дети, требующие медицинской помощи. Неуспевающие дети. Классификация по Ю.З. Гильбух. Главные поведенческие признаки. Типичные формы школьной дезадаптации по Д. Стотту.

Дети с акцентуированным характером. Типы акцентуаций характера. Роль учителя в работе с «трудными» детьми.

5. Психологическая сущность традиционного обучения.

Термин «традиционное обучение». Отличительные признаки традиционной классно-урочной системы.

Классификационные параметры технологии традиционного обучения. Целевые ориентации. Концептуальные положения. Особенности методики. Позиция ученика. Позиция учителя. Методы усвоения знаний. Оценивание деятельности учащихся. Требования к оценке. Отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Положительные стороны традиционной формы обучения. Отрицательные стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: