См.: Исследования развития познавательной деятельности/Под ред. Дж. Брунера и др. М., 1971, с. 374—383.
Г - у——
уровень и специфика зависят от культурны общества, в котором ребенок живет. / '
Таким образом, развитие зарубенутой возрастной и педагогической психологии характеризуется сменой многочисленных теорий, отличающихся различными.методологическими принципами. Зарубежные психологи обнаруживают значительный интерес к философбкоиоснове советской психологии и все воз-растающее стремление к объяснению накопленного экспериментального материала на основе материалистической и диалек-тико-материалистической методологии.
Вопросы и задания
Прочитайте в «Хрестоматии по психологии» статью Г. С. Костюка «Ф. Энгельс и проблемы психологии». Охарактеризуйте письменно следующие положения: а) роль Ф. Энгельса в решениях основных проблем психологии; б) отношение Ф. Энгельса к теории Ч. Дарвина.
Проанализируйте причины возникновения детской психологии.
|
|
Раскроите точку зрения К. Д. Ушинского на развитие псчхикн ребенка.
В чем сущность перестройки учения о психическом развитии ребенка на основе диалектического материализма?
Раскройте основные положения о развитии психики ребенка в трудах советских психологов (П. П. Блоиского, Л. С. Выготского, А. Н..'1е-онтьева, С. Л. Рубинштейна).
Какова роль А. С. Макаренко в борьбе против биологизаторских ч социогенетических теорий?
Каковы взгляды Н. К. Крупской на развитие психики ребенка?
Охарактеризуйте основные положения о развитии психики ребеш ' в трудах представителей бнологизаторского направления.
Ном.
Глава Ш. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ФАКТОРАХ И ДВИЖУЩИХ СИЛАХ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Биологический и социальный факторы развития психики.
Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных проблем психологии и вместе с тем одной из центральных. Ее разрешение приобретает особое значение в период развернутого строительства коммунистического общества, когда вопросы воспитания нового человека, гармонично 'сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, выдвигаются на первый план. Воспитание человека—мыслителя, гражданина, деятеля—немыслимо без знания закономерностей процесса психического развития, основных его факторов и движущих сил.
В какой мере процесс становления человеческой личности поддается целенаправленному воздействию со стороны взрослых? Каковы возможности управления этим процессом?