В развитии интеллекта Ж. Пиаже большое значение придает действиям ребенка, но в то же время не раскрывает, в

' См.: Пиаже Ж. Психология интеллекта.-логические труды. М., 1969, с. 177—210.

В кн.i Избранные психо-

Чем они заключаются. Фактически ученый имеет в виду простые нриспособительные реакции, на основе которых возникают перцептивные и интеллектуальные процессы, развивающиеся автономно, независимо от практики индивида. В исследованиях Ж. Пиаже не раскрывается сложный процесс развития человеческой практической деятельности, изменения ее способов, задач, мотивов, что имеет решающее значение для понимания развития психики ребенка. Ученый не учитывает того обстоятельства, что деятельность ребенка уже в раннем детстве приобретает социальный характер, осуществляется в обще и и и с другими людьми, которые ставят перед ним все новые и новые задачи и от которых он усваивает выработанные обществом способы их решения.

В книге «Нравственные суждения ребенка» на основе большого экспериментального материала Ж. Пиаже рассматривает нравственное развитие детей на основе анализа формирования их моральных суждении. Он делает предположение, что в годы детства у детей существует два вида нравственности. Более ранней является нравственность принуждения, которая формируется на основе взаимоотношений между ребенком и взрослым, строящихся таким образом, что малыш должен приспосабливаться к запрещениям, указаниям старших. При нравственности принуждения оценка детьми жоступков происходит на основе их последствий, когда все сводится к безоговорочному выполнению приказаний взрослых. В ходе развития нравственность принуждения заменяется нравствен-ностью сотрудничества, возникающей на основе взаим-н ы х отношений со сверстниками, которые имеют двухсторонний обратимый характер. При оценке поступков дети начинают все больше учитывать мотивы поведения. Правила ста-новятся разумными соглашениями. Справедливость рассматривается с позиций равенства.

Ж. Пиаже считает, что механизм развития нравственности тот же, что и разумности вообще, что между нравственностью и мышлением существует внутренняя связь. В своей книге ученый касается только вопросов формирования нравственных суждений детей. За пределами его анализа остается большое число форм социальных взаимоотношений ребенка с действительностью. Это происходит потому, что интеллектуальная деятельность является, по Ж. Пиаже, исчерпывающей характеристикой индивида в целом, что приводит к преоблада-нию изучения интеллекта в ущерб другим сторонам психики.

Диалектический подход к развитию психики ребенка в концепциях А. Баллона и Дж. Брунера. Прогрессивный французский психолог А. Баллон (1879—1962) диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показы-. вает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению уче-

ного, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: