Во II классе дети овладевают умением делить текст на смысловые части, находить основную мысль, различать главное и второстепенное, составлять план текста, пересказывать прочитанное подробно и сжато, самостоятельно находить слова и выражения, характеризующие события, явления, различать значения слова в разных текстах.
В III классе учащиеся должны уметь самостоятельно установить последовательность и смысловые связи частей текста, составить план прочитанного; подобрать материал, характеризующий действующих лиц, оценить их поступки, выразить к ним свое отношение, составить рассказ о действующем лице;
Сжато передать содержание прочитанного рассказа по само-
стоятельно составленному плану; найти в рассказе и объединить материал на ту или иную тему; самостоятельно выделить главную мысль; различать оттенки значений слов в тексте, находить в тексте образные слова и выражения, необходимые для характеристики природы и людей.
Такая работа над текстом представляет определенные трудности для малыша. Исследование показало, что первоклассники затрудняются не только назвать основную мысль текста, но и «сказать кратко». На предложение кратко сказать, о чем говорится в тексте, дети начинают полностью воспроизводить текст. Но и не все второклассники справились с этой задачей. 40% второклассников в качестве заглавий частей взяли отдельные слова из текста, но выразить обобщенно существенное не смогли. Выделить главную мысль текста удалось только учащимся III класса.
|
|
Выше говорилось, что существуют умения специфические и общие. Умение составить план текста относится ко второй группе умений, оно имеет значение для всей дальнейшей работы учащихся по любому предмету, его формирование ока-зывает влияние на умственное развитие в целом. Поэтому остановимся на нем подробнее.
Это умение предъявляет целый ряд требований к мыслительной деятельности ребенка.
1. Для нахождения основной мысли текста по описаниям фактов, явлений следует проникнуть в их сущность. Внешнее выражение мыслительной деятельности будет заключаться:
А) в чтении текста целиком; б) в ответе на вопросы: «О чем говорится в тексте?», «Что именно об этом говорится?».
С целью группировки предложений надо анализировать каждое предложение, отвечая на вопорсы: «О чем говорится?», «Что об этом говорится?» и «Что это значит?». В процессе этой работы учащийся проникает в сущность текста. Одновременно с анализом каждого предложения их сравнивают по содержанию, а не по внешним описаниям фактов, явлений. Отдельные предложения необходимо сопоставить не только по содержанию, но и с основной мыслью и определить, находит ли она отражение в сгруппированных предложениях.