См.: Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника. М., 1978

почему именно его?» —за% учащихся I класса и 70% — И класса мотивировали свой выборуспехами или неуспехами засверстника именно в учебе, причем если выбор падал на неуспевающего ученика, то предлагалась помощь. Очень часто в своих оценках ребята ссылались на учителя.

В том же случае, когда учитель больше внимания уделяет оценке нравственных качеств школьников'в различных жизненных ситуациях, в различной деятёлыюстг, дети не остаются безразличными к такой оценке, стараются подражать хорошему, порицают плохое. Можно привести следующий пример. На перемене во время игры ученик упал и больно ушиб ногу. Некоторые мальчики засмеялись, а один подошёл к упавшему и помог подняться. Учительница отметила доброту ученика, похвалила его и противопоставила сочувствию чёрствость, безразличие к чужой беде. Учитель должен воспитывать в себе „особую чуткость к.тако.го рода ситуациям и способность к немедленному ре а ги р о в а и и ю__на_ннх. Обычно в классе, где нравственным оценкам тех или иных поступков учитель уделяет много внимания," мёжличностныс отношения в коллективе, товарищеские "связиразвиваются раньше.

Сам процесс Обучения в школе организован как индивидуальный, поэтому действенные взаимозависимые связи и отношения складываются не только в процессе учебной деятельности, но и вне ее. Учитель дает школьникам индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив. Это процесс сложный и противоречивый. Очень часто активные дети захватывают инициативу в общественной жизни, но мотивом их деятельности является желание показать себя, выделиться, поэтому учителю надо включать в общественную жизнь самых разных детей, чтобы в активе класса по-бывали бы все ученики.

Формирование коллективных связей и межличностных отношений. На втором, третьем году обучения изменяются и отношение Улйчности учителя, и взаимоотношения в коллективе. ДёлсГв том, что трудный"период знакомства ребенка со школой окончился. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремленный коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Во II—III классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.

Постепенно в коллективе класса непосредственно эмоциональные связи_ивзаимоотношения начинают подкрепляться 11равствезанойзайенкой поведедия каждого из ребят. Ученики всезаглубже осознают те или иные качества личности. Исследо-

.152

вания показывают, что, выбирая одноклассников для совместной деятельности, около Уз учеников JJlJv'Jiacca мотивируют выбор определенными нравственными качества'ми"'товар"н[ца7

Малые группы в классном коллективе. Личные взаизаюртно-шения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок," тГак назыааемьгх-лщ<'гуА..гдул/г.' Иногда эти "малые группы и сложившиеся в них отношения для школьника становятся более значимыми, чем официальные организации (звенья, звездочки и т. п.). В малых группах, как. правило, JBCTb свои вожаки {лидеры]'за "нередко" с'клады1заются~" oco'Obie нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат требованиям уставных организаций, то между учащимися этой

'группы, с одной стороны, и учителем и активном закласса — с другой, может возникать так называемый заToзаogaflзаgpfrfp, 1 непонимание, отчужденность. Например, мLa тая групп[Ззазасл ож и -лась па основе интереса к спортза\_г>ебята_ после уроков и на переменах играют в хоккей или в футбол. Этот интерес погло-

~щает все время и внимание школьников, и они начинают отставать в учебе. Требования учителя для них становятся все менее и менее выполнимыми", а если учит?л'ь'~стараётся'влиять 'только нотациями, нравоучениями, жалобами родителям, то это, кроме отрицательных чувств и_сопротивленияза1ничего не вызывает. Такое же отношение возникает и к классному акти-

за_ву, поскольку он поддерживает' линию" "поведения "учителя. Ребята этой группы всецело находятся'под влиянием лидера,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: