Вопросы и задания. Каковы особенности потребностей младшего школьника?

Каковы особенности потребностей младшего школьника?

Приведите примеры нравственных идеалов младших школьников.

Каков характер межлнчностиых отношений в коллективе младших

Школьников?

Раскройте особенности самооценки и возможности ее формирования в младшем школьном возрасте.

Каковы основные тенденции развития чувств младшего школьника?

Чем характеризуются эмоциональные состояния младшего школьника? Приведите примеры проявления эмоциональных состоянии.

Дайте характеристику проявления высших чувств ребенка.

Как влияет коллектив на формирование нравственных чувств?

Охарактеризуйте положительные и отрицательные качества воли младшего школьника и пути их воспитания.

Раскройте психологические условия применения поощрения и наказания.

Охарактеризуйте случлп проявления смыслового барьера и его причины.

' Литература

Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.,

1983.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,

Ч. 3, гл. I, II.

Божовгп Л. И. Что такое воля.—Семья и школа, 1981, № 1.

Выготский Л. С. Воля и ее развитие в детском возрасте.—В кн.: Развитие высших психических функций. М., 1960.

Дукат Л. Ю. О некоторых особенностях и функции идеалов в школьном возрасте.—В кн.: Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.

Коломинский Я. Л., Березовый Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М-, 1977, с. 39—63.

Костырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971, гл. VIII.

Купцов И. И. Воспитание воли.—Начальная школа, 1981, № 3.

Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976 («Педагогика и психология», № 10).

Лейтес Н. С. Умствеяные способности и: возраст. М., 1971, гл, I, с. Ц—45.

Мир детства: Младший школьник/Под ред. А. Г. Хрппковой. М., 1981,

С. 261—265.

Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М'., 1978 («Педагогика и психология», № 4).

Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми.—В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благона-дежиной. М., 1972.

Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966» с. 139—148.

Славина Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели к образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника. — В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972.

Якобсон. П М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк М 1966, гл. I, с. 15—29; гл. IV, с. 82—113; гл. X, с. 249—289.

т

Глава VII.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

;!!"й! § 1. ВНИМАНИЕ

;?'-

Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти и т. д.) и выступает как форма, способность организации этого процесса.

К. Д. Ушипский так говорил о роли внимания: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»'. Известно высказывание К. Маркса, в котором подчеркивается значение внимания в трудовой деятельности: «...в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения...»2.

Умение быть внимательным имеет значение не только в обогащении учащихся знаниями, умениями и навыками, но и в развитии их личности. Так, если ученик внимательно выполняет как интересное, так и неинтересное задание, преодолевая при этом неприятные эмоции, то у него тренируется волевое усилие и формируется настойчивость, целеустремленность; если ученик внимателен к товарищам, проявляет реальную заботу о них, то у него развивается чувство товарищества.

Непроизвольное внимание младшего школьника. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, яркое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Даже при сосредоточении внимания учащиеся не замечают главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозное влияние на мыслительную

' Ушинскцй К. Д. Собр. соч. М., 1950, т. 10, с. 22. Маркс К. Капитал, т. 1.—Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 1, 23, с. 18?.

Деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее. С развитием и совершенствованием мышления младшие школьники все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, су-щественном.

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью—учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащихся простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

На протяжении младшего школьного возраста непроизвольное внимание развивается. Ребенок быстро реагирует на то, что его интересует, что связано с его потребностями. Если ребенок увлекся чтением книги, то непроизвольное внимание его будет очень устойчивым, что связано с возникновением стойкого до-минирующего очага возбуждения в коре головного мозга ребенка. Поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности.

Развитие произвольного внимания. Большое значение развитию произвольного внимания младших школьников придавал К. Д. Ушинский. Он выступал против того, чтобы весь учебный процесс в начальных классах строился только на интересе и занимательности: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает,—делать ради удовольствия исполнить свою обязанность»'. К. Д. Ушинский подчеркивал, что «одного пассивного внимания еще недостаточно, и даже развитое преждевременно, чрезмерно и без содействия активного внимания... оно может превратиться в болезненное состояние души, которая делается какою-то бес-сильной, ленивой, требует беспрестанно раздражения интересными рассказами или интересным чтением»2.

Как показывают исследования советских психологов (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и др.), развитие произвольного внимания в случае руководства этим процессом в первые годы обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у учащихся умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед учениками ставят взрослые (родители, учителя), и, если это необходимо, взрослые оказывают помощь детям в ее достижении.

' У минский К. Д. Собр. соч. М., 1949, т. 6, с. 252. 2 Там же, с. 292.

!73

Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания у детей и идет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям, которые ставит сам ученик, контролирующий их выполнение.

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: