деятельность детей, необходимо оценить целесообразность использования тестов, предлагаемых в различных методических пособиях.
Физическая подготовленность дошкольников определяется тестами, показывающими уровень развития у детей физических качеств и сформированности двигательных навыков. На основании требовании к стандартизации можно дать характеристику основным тестам, рекомендуемым для использования в процессе физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
При оценке физических качеств определяют уровень развития быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости.
В практике для определения быстроты чаще всего используются тесты «бег 30 м с высокого старта» и «бег 10 м с хода». Тест «бег на 30 м с высокого старта» подходит для проведения на открытом воздухе при наличии соответствующей прямой дорожки. Однако в связи с тем, что необходимые условия имеются не во всех дошкольных учреждениях, этот тест нельзя использовать для массовых обследований физической подготовленности детей. При применении теста «бег на 10 м с хода» педагог должен заметить время в момент пересечения ребенком первой линии 10-метрового отрезка и выключить секундомер при пересечении ребенком второй линии 10-метрового отрезка. Чтобы правильно определить время, если тест выполняют двое детей одновременно, необходимо наличие либо двух секундомеров, либо двух педагогов, фиксирующих результаты. Возникающие трудности может решить педагог, имеющий большой опыт в проведении подобных тестов. Проведение этого теста, так же как и предыдущего, требует подготовленности спортивной площадки.
|
|
Для определения уровня развития силы у дошкольников предлагается использовать кистевую и становую динамометрию, а также тест «подъем туловища из положения лежа». Кистевая динамометрия характеризует развитие силы только кистей рук и не позволяет судить об общих силовых возможностях ребенка. Становая динамометрия в теории тестирования используется для определения силы мышц — разгибателей спины. Проведение этого теста часто сопряжено с опасностью травмирования мышц спины (необходимо четко соблюдать технику выполнения упражнения). Естественно также, что выполнение его возможно только при наличии станового динамометра в до школьном учреждении. Высокое прогностическое значение имеет тест «подъем туловища из положения лежа на спине», так как его результаты коррелируют с показателями состоянием осанки у детей. Тест практически не имеет ограничений по условиям проведения.
55о
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...______
|
|
На результат в тесте, определяющем развитие скоростно-сило-вых качеств мышц верхнего плечевого пояса, — «метание набивного мяча весом 1 кг из исходного положения сидя» большое влияние оказывают как весо-ростовые показатели детей, так и уровень овладения ребенком техники выполнения данного упражнения. Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств мышц ног в литературе рекомендуются тесты «прыжок в длину с места» и «прыжок в высоту с места».
В результате детей при выполнении тестов «прыжок в высоту с места» и «прыжок в длину с места» существует тесная связь, что позволяет их считать взаимозаменяемыми. Однако выполнение прыжка в длину с места значительно проще для детей дошкольного возраста, так как освоение этого движения происходит уже с двухлетнего возраста, и у большинства старших дошкольников имеется прочный навык его выполнения. Этот тест не требует специальных условий для его проведения, необходимо только наличие гимнастического мата и измерительной рулетки.
Выносливость в различных методических пособиях предлагается определять у дошкольников следующими тестами: по величине пробегаемой дистанции до проявления первых признаков утомления, «до отказа», бег на 90, 120, 150, 300 и 500 м. Рекомендации проведения тестирования «до первых признаков утомления» не определяют, каким образом можно зафиксировать эти признаки у разных детей. При проведении теста «бег до отказа» следует помнить, что отказ ребенка продолжать бег не всегда бывает напрямую связан с уровнем развития у него выносливости.
Определение уровня развития общей выносливости у детей дошкольного возраста может проводиться по результату, показанному на дистанции: 90 м — для детей 5 лет, 120 м — для детей 6 лет, 150 м --для детей 7 лет. Методика определения выносливости по времени бега на указанные дистанции проста и может быть проведена одним педагогом. Кроме того, существует тесная связь результатов в беге на эти дистанции с показателями в беге «до отказа», что повышает объективность полученных результатов. Увеличение расстояния при тестировании детей дошкольного возраста до 300 и 500 м нецелесообразно. В то же время для массовых исследований проведения бега на выносли-иость затруднено из-за отсутствия достаточных по размеру площадок II.) открытом воздухе во многих дошкольных учреждениях.
Для определения у дошкольников ловкости наиболее часто ис-попыуется тест «челночный бег» 5 раз по 6 м. В качестве теста на
Методические основы физической культуры дошкольников
ловкость используется и тест «бег 10 м змейкой», а также «полоса препятствий». Следует отметить, что тест «полоса препятствий» может в наибольшей степени характеризовать развитие ловкости у дошкольников. Однако сложность стандартизации условий позволяет использовать его только в конкретном дошкольном учреждении, что не дает возможности сравнивать его результаты с результатами детей, посещающих другие дошкольные учреждения.
С целью определения гибкости, как правило, применяют тест «наклон вперед из положения стоя».
Уровень овладения двигательными навыками является важным показателем общего развития ребенка. Большинство двигательных навыков, формируемых в дошкольном периоде жизни ребенка, в ходе дальнейшего развития несколько перестраиваются и изменяются. Поэтому целесообразное педагогическое воздействие на развитие двигательной функции дошкольника должно предполагать формирование пластичных и вариативных навыков в разнообразных движениях, поддающихся в перспективе совершенствованию. Для оценки уровня сформированное™ двигательных навыков у старших дошкольников в методических пособиях предлагают следующие тесты: бег на 30 м, прыжок в длину с разбега, метание мяча на дальность, лазание по гимнастической стенке, прыжки на скакалке, лазание по вертикальному канату, метание в вертикальную цель, ведение мяча на месте и в движении. С целью оценки сформированное™ двигательных навыков используется как количественная, так и качественная оценка. Проведение некоторых гестов затруднено в связи с отсутствием в дошкольных учреждениях необходимого инвентаря и оборудования. Так, не все дошкольные учреждения имеют в зале вертикальный канат, а размеры гимнастических стенок сложно стандартизировать при определении навыка лазанья (по канату и по гимнастической стенке). Результаты теста «прыжок в длину с разбега» в значительной степени зависят от размеров помещения, напольного покрытия, а также обуви, в которой занимаются дети.
|
|
Следует отметить, что степень сформированности двигательных навыков является не только показателем развития ребенка, но также может использоваться для оценки физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении, и, в частности, уровня профессиональной компетентности педагога, организующего двигательную деятельность детей. В этой связи при выборе тестов, определяющих уровень сформированности двигательных навыков, необходимо учитывать следующие положения:
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
!) В тестировании не должны использоваться упражнения, не соответствующие возрастным особенностям детей, опасные для их жизни и здоровья, ограниченные для использования при организации занятий с детьми дошкольного возраста;
2) Тесты должны быть доступны для проведения и оценки по
лученных результатов педагогами, осуществляющими физкультурно-
оздоровительную работу (в том числе и воспитателям);
3) В качестве теста следует использовать сложнокоординацион-
ные движения, которые большинство детей может освоить только
при грамотном построении процесса физического воспитания в до
школьном учреждении;
4) При подборе упражнений необходимо учитывать особенности
формирования двигательных навыков мальчиков и девочек;
|
|
5) Выбранные упражнения должны входить в большинство про
грамм по физическому воспитанию дошкольников:
6) Результат упражнений не должен зависеть от размеров физ
культурного зала и оборудования дошкольного учреждения:
7) При выборе упражнений необходимо соблюдать преемствен
ность со школьной программой, т. е. 'способствовать определению
физической готовности детей к обучению в школе;
8) Длительность выполнения теста не должна быть большой.
В оценке физической подготовленности дошкольников особое место занимает вопрос нормативов. В большинстве программ дошкольного образования определены конкретные результаты тестов для детей каждой возрастно-половой группы. Однако, ориентируясь па норматив в оценке физической подготовленности дошкольников, необходимо учитывать следующее:
• нормативы должны обновляться каждые пять лет;
• нормативы должны быть региональными;
• нормативы должны учитывать индивидуальные особенности
детей.
В учебные и методические пособия по физической культуре дошкольников включены нормативы, различные для мальчиков и де-иочек. Однако исследователи, пытавшиеся обосновать нормативы физической подготовленности для мальчиков и девочек, вынуждены и i.i и и констатировать значительные индивидуальные различия в про-нилении двигательных способностей, не совпадавшие со схемой мальчики — девочки».
Известно, что результаты во многих физических упражнениях за-щи и'1 от размеров тела ребенка (от типа их конституции). Например,
5;,ч
Методические основы физической культуры дошкольников
при выполнении метаний имеют преимущество детей с большей массой; в прыжках в высоту — более высокие; в упражнениях, достижения в которых определяются величиной относительной силы (например, в подтягивании), лучше показатели у детей, имеющих небольшую массу. А в беге на выносливость дети мышечного типа показывают значительно лучшие результаты, чем дети других типов конституции (см. главу «Теория», стр. 142).
Эффективность занятий физическими упражнениями можно оценивать по приросту результатов, однако при этом следует помнить, что различия в физической подготовленности дошкольников, как правило, значительные, а известно, что чем лучше начальный результат, тем меньше может быть прирост. Если эта закономерность не учитывается, то оценка результатов может оказаться необъективной (см. гл. 7, научные исследования).
Кроме того, прирост в развитии физических качеств зависит от возможности их проявления у детей разного пола, возраста и типа конституции. Поэтому, например, рассчитанный прирост для девочек мышечного типа может оказаться недостаточным, когда в отношении мальчиков астеноидного типа этот же результат может быть оценен как высокий.
Таким образом, выбирая систему оценки физической подготовленности дошкольников, специалист по физической культуре должен определить небольшое количество тестов, простых в использовании, имеющих высокую корреляцию с основными показателями здоровья и комплексно характеризующих физическую подготовленность ребенка.
Определение физической подготовленности детей младшего и среднего дошкольного возраста
В настоящее время существует ряд методических пособий, в которых авторы представляют нормативы, по которым предлагают оценить физическую подготовленность детей младшей группы (в конце учебного года) и детей средней группы. Однако данные большинства современных исследований свидетельствуют о нецелесообразности такого подхода. Результаты ребенка 3—4 лет характеризуются значительной нестабильностью, что связано как с недостаточной сформи-рованностью движений, составляющих тест, так и с низким уровнем мотивации в достижении максимального результата.
В этой связи уровень физической подготовленности детей данного возраста следует определять по качеству овладения ими жиз-
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
ненно важными движениями (бег. прыжки, метание, лазание) в соответствии с возрастной нормой.
Оценка может проводиться различными способами. Наиболее простые из них — оценка с использованием знаков и балльная оценка.
Оценка физической подготовленности детей с использованием знаков. Для проведения обследования подготавливаются протоколы (табл. 34—37), в которых по каждому виду движений указываются основные элементы техники, которые оцениваются. Если ребенок правильно выполняет тот или иной элемент, то в соответствующей графе ставится знак «+», если в основе правильно, но с незначительными нарушениями — знак «±», если неправильно — знак «—».
Таблица 34
Оценка сформированности навыка ходьбы
Качественные показатели
Согласованности движений рук и йог |
Фамилия, имя |
Положение стоны |
Сохранение направления |
п/п |
Положение головы
Таблица 35 |
и туловища
Оценка сформированности навыка бега
т |
№ | п/п |
Показатели
Положение i Согласованность |
Сохранение, направления |
Фамилия, имя
головы и туловища |
J |
Таблица 36 |
движений рук [ Легкость бега и ног
Оценка сформированности навыка прыжков (в длину, в высоту с места, в глубину)
Методические основы физической культуры дошкольников
Фамилия, имя |
Сохранение Соблюдение равновесия направления _1------- |
п/п |
Таблица 37 Оценка сформированности навыка.метания на дальность
Запись показателей для метания в цель делается по той же форме. Регистрируется, в какой круг мишени попал набивной мешочек и сколько раз.
При оценке сформированности умения выполнения бросков мяча вверх с ловлей ребенку предлагается бросить мяч на высоту 1—2 м (до подвешенной игрушки) и поймать его. Упражнение надо повторить 5 раз /для младшей группы. В данном случае учитывается:
1) высота (примерная), см;
2) исходное положение;
3) слежение глазами за мячом;
4) соблюдение направления движения мяча;
5) ловля мяча ладонями;
6) сохранение равновесия.
При лазании по гимнастической лестнице следует отмечать:
1) согласованность движения рук и ног;
2) уверенность выполнения;
3) самостоятельность выполнения.
При использовании этого варианта оценки уровня сформированности движений показатели сравниваются со стандартными характеристиками, соответствующими возрастной норме для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Анализ качественных показателей помогает выявить недостатки в технике движений детей и учесть их как при подготовке к последующим занятиям, так и при планировании на дальнейший период.
При использовании этой системы оценки физической подготовленности дошкольников педагог должен хорошо знать возрастные особенности формирования всех оцениваемых элементов техники для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Балльная оценка физической подготовленности детей. В современном дошкольном учреждении важно не только оценить индивидуальный уровень сформированности жизненно важных движений
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
ребенка младшего и среднего дошкольного возраста, но и иметь возможность фиксировать изменения в освоении им движений (что поможет при планировании индивидуальной работы).
Решение этой задачи возможно при использовании шкалы, позволяющей количественно (в баллах) оценить качественные проявления сформированности движений. Для этой цели целесообразно использование 4-балльной шкалы, где «О» — неумение ребенка выполнять движение, а «3» — уровень сформированности движения, соответствующий возрастной норме. Продвижение результатов ребенка по цифровой лесенке от «О» к «3» отражает динамику его двигательного развития. Использование шкалы позволяет сравнивать результаты детей одного возраста, посещающих разные группы дошкольного учреждения, а также анализировать методику, применяемую при обучении (если в группах занятия проводят разные педагоги).
Для тестирования используются три упражнения:
1. Ходьба с перешагиванием через кубики (7 кубиков располо
жены на одной линии на расстоянии 25—35 см друг от друга).
2. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстоянии
2,5 м.
3. Броски и ловля мяча (диаметр 20 см) после удара об пол.
Данные тесты можно проводить в условиях любого дошкольного
учреждения.
Оценка овладения ребенком перечисленных движений представлены в таблицах 38—40. Характеристика движений основана на типичных ошибках, совершаемых детьми при их выполнении.
Таблица 38 Оценка выполнения ребенком ходьбы с перешагиванием кубиков
1>ллл I |
Характеристика качества выполнения ребенком движения
Ребенок перешагивает через кубики, не задевая их, чередуя правую и левую ноги; идет в едином ритме, в удобном для него темпе; спину держит прямо, голову не опускает, движения рук свободные, активные
Ребенок идет то переменным, то приставным шагом; спину держит прямо; иногда смотрит вниз, контролируя движения
Ребенок идет приставным шагом, наклоняется, смотрит под йоги, руки не принимают участие в движении
Ребенок идет, сбивая кубики, не стараясь ставить ногу между ними; или делает попытку перешагнуть и, не понимая движения, останавливается, не продолжая его; или отказывается выполнять упражнение; или, приняв стойку «ноги врозь», идет таким п(>разом, что кубики оказываются между стопами
562
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
Таблица 39
Оценка выполнения ребенком прыжков на двух ногах с продвижением вперед
Характеристика качества выполнения ребенком движения
Балл
Все расстояние ребенок прыгает легко, в едином ритме, отталкиваясь одновременно обеими ногами; спину держит прямо, смотрит вперед, выполняет одновременное активное движение руками вперед-назад
Все расстояние ребенок может прыгать, отгалкиваяеь обеими ногами одновременно, но нет единого ритма (прыжки выполняются с остановками; один прыжок может быть длиннее другого); прыгает на всей стопе; ноги в коленях почти не сгибает (прямые ноги) или, наоборот, сильно приседает
Ребенок выполняет несколько прыжков, отгалкиваяеь двумя ногами одновременно, затем продолжает движение, отталкиваясь одной ногой
Ребенок выполняет приседание или подпрыгивание на месте; пли делает 2—4 прыжка вперед, отталкиваясь одной ногой, другую подтягивает (прямой галоп), затем или переходит на ходьбу, или останавливается
Таблица 40 Оценка выполнения ребенком бросков и ловли мяча после удара об пол
Балл |
Характеристика качества выполнения ребенком движения
Ребенок принимает правильное исходное положение: ноги врозь, мяч держит в слегка согнутых руках на уровне пояса, кисти рук обхватывают мяч с двух сторон, пальцы рук разведены; при броске ребенок направляет мяч четко вниз; регулирует усилие — мяч отскакивает до уровня пояса; ловит мяч ладонями, не прижимая к груди. Ребенок 3—4 лет выполняет движение (броски — ловля) 5 и более раз подряд пол счет педагога, задающего ритм, без остановки, не сходя с места или с небольшим смещением ног
[Ребенок принимает правильное исходное положение, но при броске направляет мяч не четко вниз, поэтому делает движение за мячом (шаг или бежит), при этом ловит мяч кистями рук (возможно с последующим прижиманием его к груди), затем выполняет следующий бросок и т.д. Ребенок 3—4 лет выполняет движение (броски — ловля) 5 и более раз, но с остановками и передвижениями, нет единого ритма
Ребенок принимает правильное исходное положение, но выполняет слабый толчок руками, поэтому при попытке поймать мяч сильно наклоняется или приседает; иногда ему удастся поймать мяч, при этом ребенок его прижимает к груди; или вместо толчка он разводит руки в стороны, иногда ловит мяч
Ребенок не всегда принимает правильное исходное положение (ноги вместе или врозь, но не на одной линии —■ одна чуть впереди; нет устойчивого положения); руки сильно прижаты к туловищу; бросает мяч в произвольном направлении (или поднимает руки вверх и бросает из этого положении), бежит за ним или стоит и смотрит на него; или [вместо толчка разводит руки в стороны и выпускает из них мяч, далее стоит и смотрит, не выполняя никаких действий, а при попытке поймать— это ему не удается; или вместо броска вниз подбрасывает мяч вверх