Ние ребенка от организма матери); физиологическая независимое (появление способности самостоятельно удовлетворять свои орган

Ческие потребности); психологическая независимость - свобода, нимаемая как способность человека думать и поступать впо. самостоятельно, сообразно внутренне принятым принципам соб венной автономной морали.

Вместе с индивидуализацией личности, ее эмансипацией и щ обретением независимости в современном обществе, где есть ме< не только человеческим, но и <нечеловеческим> отношениям, мо? расти и чувство одиночества. <По мере того, как ребенок обос ляется,- пишет Э. Фромм,- он начинает осознавать свое одй

чество>'. Это одиночество порождает в нем ощущение беззащитна и тревоги. Одна из первых серьезных опасностей, которая моз возникнуть на пути личностного развития ребенка в обществе, о< ванном на конкурентных отношениях междулюдьми, не отличаюц ся высокой моралью и культурой, состоит в том, что растущий ловек не получает должной моральной поддержки со стороны 01 жающих людей, оказывается вынужденным защищать себя от бороться за свое существование.

Усиливающаяся индивидуализация в этих условиях при> либо к подчинении другим, либо к подавлению другие, либо к щ ции от них. В первом случае для того, чтобы снять тревогу и с1 ребенок стремится слиться, с окружающими, беспрекословно п няетсй' им и действующим в обществе законам, возвышающ над ним властям. За это, однако, надо платить полным или ча ным отказом от собственного <Я>, от того, чтобы быть индивид ностью - личностью.

Во втором случае связи с людьми принимают неравнопрЖ характер, но как бы с обратным знаком: человек начинает д ваться как личность за счет других людей и в конце концов ост ливается в своем индивидуальном развитии потому, что вокруг не остается никого, кому бы он мог подражать и с кого бы о брать пример. Так рождаются два основных типа личности, хар1 ных для недемократичной, тоталитарной государственной си<? конформная, не имеющая собственного <Я>, и властная, десД ная, лицо которой искажено гримасой, выражающей да лучшие человеческие побуждения и чувства. '1

Третий тип психологически изолированной личности 8031 тогда', когда между формально свободными людьми (равным законом) устанавливаются исключительно рыночные отношенЦ <ты - мне, я - тебе>. В этих условиях действительно нравст человек в состоянии существовать и нормально развиваться, изолировав себя от общества подобных людей, лишенных Щ ной нравственной основы. В результате рождается тип лщ отшельника, скитальца в пустыне нечеловеческих человеческ шений.

И только четвертый путь открывает простор для полноценного личностного развития человека. Это - путь приоритетного нравственного самосовершенствования человека, а не усиления его политического или экономического потенциала.

Свобода личности в условиях рыночных отношений имеет, по з фромму, двойственную природу. Обретя экономическую и политическую свободу, человек вместе с тем наряду с получением активной и независимой роли, какую приходится играть в новой системе экономических и политических отношений, освобождается и от связей, дающих ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Мир его становится безграничным, но и одновременно личностно угрожающим ему. <Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле его жизни, и на него обрушились сомнения: кто он, что он, зачем живет>'.

В окружающих людях такой человек видит уже не братьев, а конкурентов, близость к ним заменяется отчуждением, а дружба - враждой. Утратив в этих условиях чувство общности с людьми, человек, еще не привыкший к нему, оказывается подавленным ощущением своей ничтожности и беспомощности. Свобода, не сопровождаемая чувством социальной защищенности, неизменно вызывает ощущение неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы иметь возможность действовать и развиваться как личность, человек должен как-то избавиться от всех этих ощущений. Нравственное самосовершенствование и есть магистральный путь решения данной проблемы.

Одной из серьезных опасностей, которая может возникнуть на? пути личностного развития ребенка в современном, чреватом чело\ веческими конфликтами обществе, является формирование и укреп- ление такой черты, как агрессивность. Ее можно определить как преднамеренное поведение, причиняющее вред другому человеку или предмету. Это может быть физическое нападение одного ребенка

а другого или взрослого (ударить, укусить), вербальная агрессия (крикнуть, обозвать, оскорбить), нарушение неотъемлемых прав Другого человека (лишение свободы, силовое воздействие, принуждение), соответствующие воздействия на предметы материальной и ДУХОВНОЙ культуры, природу или животных. Если все или кое-что "з названного осуществлено человеком ненамеренно, нечаянно, то; акт не рассматривается как агрессивный. (Различают инструментальную агрессивность и целевую. Первая г Ршается как средство достижения некоторого результата, кото-," ам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает з УЩествление агрессии в качестве заранее спланированного 1др ' ль которого - нанесение вреда или ущерба объекту. У ма-1мец Дй большинство агрессивных действий является инстру-1"ым, причем они сосредоточиваются вокруг обмена предме-Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.- С. 34.

Р°мм Э. Бегство от свободы. С. 62.

тами. Дети отнимают друг у друга игрушки, отталкивают друг д га от привлекательных для них предметов, которыми сами хо1 играть, защищают свои собственные игрушки от попыток отобр их и т.п... }

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Та формы поведения, если они не наносят вред окружающим люд могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, сущ вует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и устойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеют в виду ее эт дическое проявление у человека, а под личностной агрессивностьк наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуаль черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого си дываются подходящие условия.;

При попытках оказать воспитательное воздействие на агрес ное поведение детей нередко возникает своеобразный порочныйЙ дагогический круг:' высокоагрессивный ребенок вызывает отве враждебное отношение к себе со стороны окружающих людей. Щ зультате его собственные агрессивные действия не тормозятс укрепляются, так как они получают поддержку со стороны агрес ных действий других людей. {

Причиной агрессивного поведения детей нередко выступают дители, которые сами демонстрируют образцы подобного повед причем враждебность реакций одних членов семьи по отношен другим вызывает обычно аналогичные действия с их стороны. зультате своеобразный порочный круг на пути предупреждение рессивного поведения у детей может образоваться внутри семв будет провоцировать агрессивное поведение и передачу его со стороны родителей и Других членов семьи.

Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агр<. ности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что об ние некоторыми близкими к агрессивному формами поведения 1 ряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчий защитника и воина входит в мужской социально-личностный реотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорЦ запрещается вести себя агрессивно, так как в женский соци1 психологический стереотип входят противоположные агрес сти качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие,: венность.

Установлено, что укреплению у детей агрессивных форм п ния способствует просмотр кинофильмов и телепередач, в кс герои, ведя себя агрессивно, добиваются успехов. Это, <: относится в основном только к тем детям, которые изнй? имеют выраженную склонность к агрессивному поведению.) лось также, что на поступки детей, у которых такая склонность выражена, кино-и телепередачи агрессивного характера су1 ного влияния не оказывают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: