Сер У с вопросами морали мировоззрение человека включает 1 социально-политические, экономические, научные, культур-195

Ные, религиозные и другие устойчивые взгляд-Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы активный процес' становления мировоззрения, и к окончанию ц)оы мы имеем дело) человеком, мировоззренчески более или мен определившимся, с взглядами хотя и не всегда правильными, н0 стабильными.

Воззрения на мир современной юности оМРяются наличие множества различных, по-своему аргуменР"""' имеющи сильные и слабые стороны точек зрения, йР которых нет г абсолютно истинных, ни совершенно ложнь " между которьц молодым людям приходится выбирать. Даж люди, кто рань традиционно выступал в качестве носителей единого мнения д старших школьников,- родители и учителя - сами сейчас находят в состоянии некоторой растерянности, придерживаются рази изменчивых и противоречивых мнений, спорят РУ" ДРУГОМ, мен1 свои взгляды.

Такая социально-психологическая ситуац имеет положит ные и отрицательные аспекты. Положительно " состоит в что отсутствие единственного и однозначно мировоззренчеец ориентира побуждает юношей и девушек саМ°°"ь"° ДУ" принимать решения. Это способствует их ускоренному разви и превращению в зрелых личностей, облада" независимо* суждений, внутренней свободой, имеющих со6""У точку зр и готовых ее отстаивать. Но, с другой сторо' подобная ситу ведет к быстрому разделению людей на грУ"""' отличают причем - существенно, друг от друга по уров социальной я 1

ственно-мировоззренческой зрелости, к отст"" одних и С ' IV (ямтотмпй бЫСТрОМу ПСИХОЛОГИЧеСКОМу раЗВИТИЮ ДруГ- амиглипю

проблемой социально-политического самооР"" Р юности справляются далеко не все дети. Те, МУ это удается ствительно развиваются, уходят вперед, намн< обгоняя остаЛ однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные воззренческие вопросы, задерживаются в сво развитии, осп инфантильными долгие годы жизни, а иноГ " конца В<целом же неизвестно, выигрывает ли оТ этого обществ проигрывает.

В самом затруднительном положении, коT' оказывав кто сам не в состоянии сделать правильный РЫОР-Сложив юнощам и девушкам разобраться в политике, экономике, са делиться в этих сферах человеческих отношен' ОтсюданаС мый уже сейчас рост аполитичности, перехо"" "орои в безразличие к происходящим в стране сонально-полиТ событиям. Такое отношение открывает путь " регрессией жении, в частности для установления в оестве реакЦ1 недемократичных режимов.

Под влияние бурно развивающихся рыно" отношен тие <экономическое мировоззрение> на равн правах с вошло в наш быт. Но поскольку искусств"" созданш господствовавшей идеологией противопоставь"" межд1

ой и культурой окончательно не снято в сознании людей до Ц х пор (его сохранению способствует так называемый <дикий>. пынок), то некоторые юноши и девушки, имеющие склонность В занятиям различными видами искусства, обладают, к сожа-д дению, отрицательными установками по отношению к экономической дразованности как якобы не заслуживающей внимания культуре. д против, экономические знания подчас получают культурно, мало-д дбразованные люди, которые и саму культуру понимают в узко-1 прагматическом, утилитарном смысле слова как умение <делать ц деньги>. В результате из них вырастают не экономисты, а просто д дельцы, таким образом увеличивается разрыв между разными слоями 1 молодежи по уровню социально-культурного развития. Одна часть 1 молодых людей, относящих себя к там называемой <богеме>, оказа-1 лась сейчас малоспособной к тому, чтобы самостоятельно зараба-1 тывать на жизнь, поддерживать себя материально, другая - 1 дельцы - вполне в состоянии это-делать, но обладает низкой общей Ц культурой, недостаточно развитыми эстетическими, этическими, худо-В жественными, литературными, музыкальными и другими вкусами. 1 Выход из этой ситуации видится в том, чтобы наряду с традицией-' 1 ными общеобразовательными предметами включать в качестве обяза-1' тельных в школьную программу курсы по экономике, политике, 1 праву, различным видам искусства. Своя специфическая эстетика 1, есть в каждом виде человеческой деятельности, но она доступна 1 только культурно образованным и интеллектуально развитым людям. 1 Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью миро-1 воззрения. Если экономика и культура просто мало соприкасаются 1;друг с другом, развиваясь каждая сама по себе и пока находясь Дво <взаимно презрительных> отношениях, то между наукой и религи-1 ей существовал, политически и идеологически поддерживался ипро-1 должает сохраняться известный антагонизм На самом деле антаго-пизм науки и религии не является неизбежным. Как в науке, 1"ак и в религии существуют разные уровни сознавания и пони- мания проблем, и от убеждения, характерного для научного миро-1рения, до веры, свойственной религии, всего лишь один, хотя и УЩественный, шаг.

1 Низший из возможных уровней осознания реальных проблем 1° "ауке, так и в религии представляется несколько упрощенным 1д"""иманием, слабо связанным с интеллектуальным и культурна Развитием его носителя. Он сочетается с недоступностью чело-1- "снимания сравнительно сложных научных и мировоззрен-1 положений, включая веру в высшие человеческие нравствен-д. явления. Высшему уровню, напротив, свойственно глубокое цозд"ие наиболее сложных вопросов как научного, так и рели-ГдРопонимания.

1 Укии анализ показывает, что в приближении к пределу 1>к)д°°еческой интеллектуальной доступности наука и религия ррйа являются антагонистами, как могло бы показаться на згляд. Чем больше ученый познает окружающий мир, чем

Ные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело человеком, мировоззренчески более или менее определившимся, 1 взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными.

Воззрения на мир современной юности определяются наличие множества различных, по-своему аргументированных, имеющ> сильные и слабые стороны точек зрения, среди которых нет (абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которые молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, кто рань традиционно выступал в качестве носителей единого мнения д старших школьников,- родители.и учителя - сами сейчас находя1 в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разщ изменчивых и противоречивых мнений, спорят друг с другом, мен$ свои взгляды.

Такая социально-психологическая ситуация имеет положит* ные и отрицательные аспекты. Положительное в ней состоит в 1 что отсутствие единственного и однозначного мировоззренчес* ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно дума1 принимать решения. Это способствует их ускоренному развит и превращению в зрелых личностей, обладающих независимое суждений, внутренней свободой, имеющих собственную точку зр< и готовых ее отстаивать. Но, с другой стороны, подобная ситуа ведет к быстрому разделению людей на группы, отличаюии причем - существенно, друг от друга по уровню социальной и н ственно-мировоззренческой зрелости, к отставанию одних и & быстрому психологическому развитию других. Самостоятелы проблемой социально-политического самоопределения в ра юности справляются далеко не все дети. Те, кому это удается, ствительно развиваются, уходят вперед, намного обгоняя остаЛ1 однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные 1 воззренческие вопросы, задерживаются в своем развитии, остг инфантильными долгие годы жизни, а иногда и до конца В <целом же неизвестно, выигрывает ли от этого общество проигрывает.

В самом затруднительном положении, конечно, оказывают* кто сам не в состоянии сделать правильный выбрр. Сложнее юнощам и девушкам разобраться в политике, экономике, сам делиться в этих сферах человеческих отношений. Отсюда наб мый уже сейчас рост аполитичности, переходящей порой в безразличие к происходящим в стране социально-политн событиям. Такое отношение открывает путь для регрессивм жении, в частности для установления в обществе реакцп недемократичных режимов.

Под влияние бурно развивающихся рыночных отношенУ тие <экономическое мировоззрение> на равных правах с Л вошло в наш быт. Но поскольку искусственно созданное господствовавшей идеологией противопоставление между эп

1 кой и культурой окончательно не снято в сознании людей до 1 х пор (его сохранению способствует так называемый <дикий>, 1 рынок), то некоторые юноши и девушки, имеющие склонность 1 Ц занятиям различными видами искусства, обладают, к сожа-1 дению, отрицательными установками по отношению к экономической "бразованности как якобы не заслуживающей внимания культуре. 1 запретив, экономические знания подчас получают культурно мало-1 дбразованные люди, которые и саму культуру понимают в узко-1 прагматическом, утилитарном смысле слова как умение <делать 1 деньги>. В результате из них вырастают не экономисты, а просто 1 дельцы, таким образом увеличивается разрыв между разными слоями 1 молодежи по уровню социально-культурного развития. Одна часть 1 молодых людей, относящих себя к там называемой <богеме>, оказа-1 лась сейчас мэлоспособной к тому, чтобы самостоятельно зараба-1 тывать на жизнь, поддерживать себя материально, другая - [ дельцы - вполне в состоянии это-делать, но обладает низкой общей 1 культурой, недостаточно развитыми эстетическими, этическими, худо-1 жественными, литературными, музыкальными и другими вкусами. 1 Выход из этой ситуации видится в том, чтобы наряду с традицией-1 ными общеобразовательными предметами включать в качестве обяза-1 тельных в школьную программу курсы по экономике, политике, 1 праву, различным видам искусства. Своя специфическая эстетика 1_ есть в каждом виде человеческой деятельности, но она доступна 1 только культурно образованным и интеллектуально развитым людям. 1 Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью миро-1 воззрения. Если экономика и культура просто мало соприкасаются; друг с другом, развиваясь каждая сама по себе и пока находясь во <взаимно презрительных> отношениях, то между наукой и религией существовал, политически и идеологически поддерживался и продолжает сохраняться известный антагонизм На самом деле антагонизм науки и религии не является неизбежным. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни сознавания и понимания проблем, и от убеждения, характерного для научного мировоззрения, до веры, свойственной религии, всего лишь один, хотя и существенный, шаг.

Низший из возможных уровней осознания реальных проблем 1в науке, так и в религии представляется несколько упрощенным "пониманием, слабо связанным с интеллектуальным и культурам развитием его носителя. Он сочетается с недоступностью чело-. "У понимания сравнительно сложных научных и мировоззрен-д положений, включая веру в высшие человеческие нравствен-ц проявления. Высшему уровню, напротив, свойственно глубокое (.ц ение наиболее сложных вопросов как научного, так и рели-иого миропонимания.

СвУкий анализ показывает, что в приближении к пределу (,1д овеческой интеллектуальной доступности наука и религия рд являются антагонистами, как могло бы показаться на взгляд. Чем больше ученый познает окружающий мир, чем

глубже пытается он проникнуть вето тайны, тем больше убе> ся в непостижимой сложности этого мира и проникается созйв собственной ограниченности в его познании. Тем больше в резул у него растет преклонение и восхищение перед высшим соверц вом мира, сопровождаемое чувством собств.енной неполноцен и ничтожности. А это и есть то высшее чувство, которое харак как для интеллектуально развитого ученого, так и для высоко зеванного представителя религии, для которого Бог вовсе в< зательно представлен в виде живого существа, в вульгарно риалистически упрощенной форме. Современный верующий говеет и поклоняется некоему высшему совершенству, как и уче глубоко понимаемому им непостижимбму совершенству м) многих современных представителей высшей духовной сфе{ огульного отрицания достижений науки, коль скоро она позна данный Богом мир. Богословы внимательно изучают науки э нимают их данные. Доказательствам того, что во взглядах г1 мыслящих, образованных и культурных представителей науки 1 гии может не быть антагонистических противоречий, служит,) мер, жизнь и деятельность известного французского монаха пИ га П. Тейяра-де-Шардена, который прекрасно сочетал вс< блестящего ученого-антрополога и веру в Бога'. '

Проблема, которую необходимо сейчас решать, состоит том, чтобы по-прежнему разрывать и противопоставлять дру науку и религию, а в том, чтобы повышать уровень к и образованности людей в той и в другой 'области, пред каждому молодому человеку, оканчивающему среднюю школу ную возможность индивидуального выбора, во что верить: или в религию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: