Доведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно достаточно стабильны по своему составу

Дети младшего школьного возраста по-прежнему много времени проводят в различных играх, но их партнерами по игре все чаще становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.

*

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам. начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в Открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый, Койф-. ликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей-и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник,- переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. 1910, в частности, означает максимально полную передачу подростку; ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для 1 Действий.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии " "ведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно безного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у их способности действовать ответственно и самостоятельно нередко 1 Рятствуют быстрому изменению отношения подростка взросло-' д' " тем не менее промедление со стороны взрослого в изменении 1.ва °ния к подростку в нужном направлении почти всегда вызы-,црд противление со стороны подростка. Это сопротивление при 1-цй "приятных условиях может перерасти в стойкий межличност-Цлд "фликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в остном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не щ стоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жид когда подросток более всего нуждается в понимании и поддерж> стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на влияние.. /

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого о но способствует установление между ними доверительных, друж взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отно1 помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными пр ми в разных делах.

В подростковом возрасте у детей складываются две рази своему значению для психического развития системы взаймы шений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. 0(продолжают формироваться в средних классах школы. Выполи ну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы в отношений нередко входят в противоречие друг с другом по' жанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверсти обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормсчц ноправия, в то время как отношения с родителями и учнй{ остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищам нает приносить подростку больше пользы в удовлетворении е] альных интересов и потребностей, он отходит от школы и 01 начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников в подростковом возра новятся более устойчивыми, отношения в них между детьми. ют подчиняться более строгим правилам. Сходство интересом лем, которые волнуют подростков, возможность открыто их дать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отщ с товарищами,- вот что делает атмосферу в таких групйО привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей с непосредственным интересом друг к другу, который х для общения младших школьников, у подростков появля) других вида отношений, слабо или почти не представленные периоды их развития: товарищеские (начало подростковор та) и дружеские (конец подросткового возраста). В старчи стковом возрасте у детей встречаются уже три разных вид отношений, отличающихся друг от друга по степени близос жанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. эпизодические <деловые> контакты служат удовлетворен> нутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивая ность; общение на уровне товарищеских отношений сп(взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавд> дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы э> но-личностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (прн1 класса школы) общение подростков превращается в Ьа> ' ный вид деятельности, занимающий достаточно много вр полняющий важную жизненную роль, причем значение

Сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. зто - характерная черта детей именно подросткового возраста, при-цем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении - аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях.подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на <кодексе товарищества>, который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы тони стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к Яблу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут ""Пяться новые познавательные интересы. Товарищ становится для в Фостка образцом для подражания, у него появляется желание 1 таким же, приобрести те же личностные качества, знания, 1 ""' навыки. Дружба активизирует общение подростков, за разго-1дд-"" на разные темы у них проходит много времени. Они обсуж-1щ1 события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступ-1-цад РСТНИКОВ и взрослых, в содержании их разговоров бывает не- Разнообразных <тайн>.

" Днее, к концу подросткового возраста, появляется потреб- близком друге, возникают особые нравственные требования

к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаи> нимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. <Ро душ> становится с возрастом все более значимым фактором, ощ" ляющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравст 1 ными нормами составляет важнейшее личностное приобретение росткового возраста.

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к; гу противоположного пола, стремление нравиться и, как след этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, од< манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола не} приобретает характерное для подростков необычное внешнее жение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свок редь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприят] однако такое повышенное взаимное <внимание> со стороны сец ков тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие нее характер межполовых отношений меняется, появляется щ чивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохр1 ем <странной> внешней атрибутики в поведении: напускное душие, презрительное отношение к сверстнику противопо пола и т. п. Все эти симптомы характерны для детей, обуча] уже в VVI классах. В это время девочек, которые в подро' возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уя нует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кт< дружит и др.;

В VII-VIII классах между мальчиками и девочками поя> более романтические отношения, они начинают писать дру записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходя1 На основе таких взаимоотношений у подростков возникает становиться лучше, появляется потребность к самосоверш(ник). В этом возрасте большинство детей начинают занима1 воспитанием.

ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ В ранней юности продолжается раздельное, относите. висимое развитие взаимоотношений детей со сверстниками н; ми. Взаимоотношения со сверстниками, в свою очередь, раз на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми-ные и деловые. В целом вся система взаимоотношений юности становится сложнее, чем она была в подростковом и в ней старшеклассники начинают играть множество разл1 циальных ролей. Всевозможные отношения, в которые вки юноши и девушки, теряют непосредственный характер и й1 ные детские черты, превращаются в такие, которые внешне 1 не похожи на отношения, существующие между взрослыпй Их основой становятся взаимное уважение и равноправт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: