Льное содержание образований

Е касается личности ученика, индивидуальных психоло- особенностей учителя, взаимоотношений межЦу учителем,

Стелем и ребенком, то в педагогике они редко становятся щ м специального внимательного и детального изучения. одд Учащегося, межличностные аспекты образования скорее в сферу интересов педагогических психологов, имеющих дело

с психологическими аспектами обучения и воспитания детей. 81 хологических аспектах образования заключены восприятие и.нятие детьми разного возраста учебно-воспитательный воздейс] соответствие этих воздействий законам развития интеллекта и ности ребенка, установление оптимальных взаимоотношений мс воспитателями и воспитанниками, учителями и учащимися.

Особое внимание при изучении процессов обучения и воспитв психологи обращают на содержание учебных предметов и цели во тательных воздействий с точки зрения эффективности и возмо> тей-их достижения. Психологов интересует развивающий эф любого обучения и воспитания. Опираясь на данные своей н< психолог устанавливает, что, как и в какой последователь необходимо передавать детям, чтобы максимизировать развивав учебно-воспитательный результат. Эту задачу решают, в частн1 психологические теории и концепции научения, с которыми мьц жем подробно ознакомиться в следующих разделах учебника-1

Важным психолого-педагогическим аспектом обучения и 81 тания является правильная оценка его результатов, опреде того, что и насколько действительно изменилось у ребенка! влиянием применяемых методов, содержания и средств обу и воспитания. Это связано с той областью психолого-педагс1 ских исследований, которая касается психодиагностики..)

В жизни воспитание должно иметь приоритет или по кр< мере идти в ногу с обучением, так как в ходе воспитания у { ка складываются те черты личности, мотивы, интересы, потр< ти, без которых успешное обучение невозможно. Это, напр ответственность, аккуратность, работоспособность. Многие из;1 лем, с которыми сталкивается школа в обучении детей, связ< недостаточной личностной развитостью детей, т. е. их неЩ воспитанностью. Те деи, которые плохо учатся, часто явл личностно-психологически не подготовленными к сознател обучению, но не страдают отсутствием необходимых инт туально-познавательных задатков или способностей. Одни важнейших задач педагогической психологии становится эп определения тех качеств личности ребенка, от наличия который! средственно зависят успехи в обучении, и разработка сре методов их воспитания через опережающее личностное ращ

Анализ во.зрастных личностных и когнитивных особещ детей, представленный в предыдущем разделе, показывает, каждом возрасте обучение и воспитание детей имеет свои о ности и по необходимости должно строиться по-разному с) этих особенностей. То, что подходит для подростков и сТ1 школьников, вероятно, не вполне годится для дошкольни детей младшего школьного возраста. То, что может дать нец эффект в дошкольном и в младшем школьном возрасте, по-В] му, не будет иметь того же результата в средних и старших к школы. Поэтому следующая задача педагогической психолоП тоит в том, чтобы выработать научно обоснованные реко;

1 по учету возрастных особенностей детей при определении целей, держания и методов обучения и воспитания с расчетом на то, 1 "дбы обеспечить максимально быстрое продвижение детей разного дзраста в психологическом развитии.

1 Большую помощь школе в решении всех перечисленных выше пси-д длого-педагогических задач может оказать психологическая служ-дд в системе образования, начало созданию которой в нашей стра-Д было положено во второй половине 90-х годов текущего столе-Д,оя. Психологическая служба-это особая структура, состоящая 1я основном из профессиональных психологов-практиков и охваты-Дющая всю систему образования от детских садов до высших учеб-Дх заведений и всех ее участников: детей и родителей, учителей 1я воспитателей, руководящих работников системы образования. длсихологи, работающие в психологической службе, осуществляют Ддсиходиагностику, проводят психологическое консультирование и Дрешают психокоррекционные задачи. Психологическое консульти-1рование включает дачу в устной или письменной форме советов 1 рекомендаций психолого-педагогического плана всем участникам Образовательного процесса по вопросам обучения и воспитания. 1Психокоррекция предполагает прямое воздействие практического [дсихолога на детей, учителей, родителей с целью изменения их поведения и психологии таким образом, чтобы лучше развивать детей, 1ффективно реализовывать учебно-воспитательные цели. Задачи и 1труктура психологической службы, средства и методы психодиаг-1<остики, психологического консультирования и психокоррекции так-1ке входят в предмет педагогической психологии, если они примеряются в сфере образования.

1 Особую область исследований в педагогической психологии со-равляет психология учителя. Здесь речь идет о том, какими общи-ри и специфическими профессиональными качествами должны обладать педагоги для того, чтобы хорошо обучать детей и чтобы на их ичном примере могли развиваться как личности дети. Специальную тему внутри этой проблематики составляют содержание и ме-ды психологической подготовки педагогов в высших учебных Сведениях, а также родителей и руководителей образования в стеме психолого-педагогического всеобуча. Частный, но важный "РОС-профессиональный отбор кандидатов на должность учи-""я или воспитателя, определение тех индивидуальных качеств """ости, которые должны способствовать успешности педагогикой деятельности или, напротив, препятствовать ей, служить опоказанием к занятиям педагогической работой. Здесь речь д о построении профессиограммы учителя и воспитателя, что входит в сферу интересов педагогических психологов. - одна задача этой области знаний состоит в том, чтобы раз-1вать научные основы повышения квалификации и переподго- "сдагогических кадров по наиболее перспективным направ-" "УКИ и практики. Педагогическое учебное заведение обычно; ания, умения и навыки, соответствующие современному

уровню развития общества. В настоящее время в связи с <дц чайно быстрыми темпами научно-технического прогресса 01811 ревают примерно через каждые пять лет и требуют обнову Это касается-и психолого-педагогических знаний. "

Учитель должен уметь правильно оценивать достижения д) реагировать на их успехи и неудачи таким образом, чтобы стящ ровать ребенка к психологическому развитию, к достижению нейших успехов и избеганию возможных неудач. Соответству знания, умения и навыки объединяются понятием <педагоги оценка>, разработка психологических основ которой также в ется в сферу педагогической психологии. Здесь, в частность сматриваются такие вопросы, как разница между отметкой 8.1 кой, а также возрастные и ситуативно-специфические способа гогического оценивания детей.

В современном обществе система образования представлЯ бой довольно сложную, многоступенчатую, иерархически п<з ную структуру. На уровне государства, например, можно в1 по меньшей мере шесть ступеней управления образованием:) сударственный уровень - министерство; - региональный -; или областной, городской, районный; учрежденческий -т вуз и т. п. и групповой - первичный педагогический ко< класс и т.д. На всех этих уровнях работники образования своих прямых задач по обучению и воспитанию, решают и уЩ ческие задачи по руководству педагогическими коллектива> этому профессиональная подготовка педагога, который я может стать руководителем педагогического коллектива, пр гает получение им знаний в области психологических основ ления людьми, в частности руководства ученическим и ческим коллективами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: