double arrow

Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие его успешность

д ""чеется несколько понятий, относящихся к приобретению че. у(? жизненного опыта в виде знаний, умений и навыков. Это

Я ДеЯТРЛЬНпГТ пичаича ",п..> -.--- "

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению чело-?м жизненного опыта в виде знаний, умений и навыков. Это - 'пая деятельность, обучение, учение и научение. Учебная дея-233

тельность представляет собой процесс, в результате которого ловек приобретает новые или изменяет существующие у него зна1 умения и навыки, совершенствует и развивает свои способное Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окруи щему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовле рять свои основные потребности, в том числе потребности ин лектуального роста и персонального развития. Второе из назван понятий - обучение - предполагает совместную учебную деят ность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи зна> умений и навыков, а если говорить шире - жизненного опыта от теля к учащемуся. Когда говорят об обучении, то акцентируют вн ние на том, что делает учитель, на его специфических фуню в процессе научения. Третье понятие - учение - также относ к учебной деятельности, но при его использовании в науке обраш ся внимание.в основном на то, что в составе учебной деятельн приходится на долю ученика. Речь идет о предпринимаемых ником учебных действиях, направленных на развитие способное на приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

Все три рассмотренных понятия относятся к содержанию учеЦ го процесса. Когда же хотят подчеркнуть результат учения, то п зуются понятием научение. Оно характеризует факт приобрету человеком новых психологических качеств и свойств в учебной 1 тельности. Этимологически это понятие происходит от слова учиться> и включает все то, чему действительно может научи индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обуч и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь види результата, выступающего в форме научения. Это еще одно 081 вание для разведения обсуждаемых понятий и их параллелы использования. 1

Характеризуя с разных сторон учебную деятельность как пр учебно-познавательного взаимодействия учителя и учащихся, м дем пользоваться всеми четырьмя понятиями, предпочитая одно гому в зависимости от того, на какой конкретный аспект взв действия учителя и учащихся обращается преимущественное мание. Начнем с вопроса о научении.

Сначала заметим: далеко не все, что связано с развитием, м< быть названо научением. В него, например, не входят пров и результаты, которые характеризуют биологическое созреванн ганизма, разворачиваются и протекают по биологическим, в час ти генетическим, законам. Хотя процессы созревания также свя с приобретением организмом нового и изменением уже имеют опыта, хотя они также могут способствовать лучшему приспб лению организма к условиям окружающей среды, эти процессЙ не менее нельзя назвать научением. Они мало или почти не заЯ от обучения и научения. Например, внешнее анатомо-физиоло ское сходство ребенка и родителей, умение схватывать пред руками, следить за ними и ряд других возникают в основном по Я.нам созревания. Оно же, в свою очередь, может быть опредв!

як биологически детерминированный процесс изменения организма его функций, включая некоторые психологические и поведенче-{ские признаки, изначально, вероятно, заложенные в генотипе. { всякий процесс, называемый научением, не является, однако, 1 дрершенно независимым от созревания. Это признается всеми уче-1дими, и вопрос только в том, какова мера этой зависимости и в 1 акой степени развитие определяется созреванием. Научение практи-"рски всегда опирается на определенный уровень биологической' зре-достя организма и без него не может осуществиться. Вряд ли, например, можно обучить ребенка говорить до того времени, когда у него созреют необходимые для этого органические структуры: 1 "олосовой аппарат, соответствующие отделы головного мозга, ответ-1 ственниые за речь, и другое. Научение, кроме того, зависит от созре-?вания организма по характеру течения процесса: он может быть 1 ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению 1созревания организма. Значение созревания для научения хорошо 1 подчеркнул П. Тейяр-де-Шарден, заметив: <Без длительного пе-1 риода созревания никакое глубокое изменение в природе произойти 1<е может>'.

1 Между этими процессами может иметься и обратная зависи-1 мость; обучение и учение в определенной степени влияют на созре-рание организма, так что в действительности они взаимно обуслов-1 лены. Правда - и это следует отметить определенно - данная зависимость не является абсолютно двухсторонней, т. е. одинаковой с 1 той и с другой стороны. Научение в гораздо большей степени зависит от созревания, чем, наоборот, созревание от научения, так как 1 возможности внешнего влияния на генотипически обусловленные процессы и структуры в организме весьма ограничены. [ У человека есть несколько видов научения. Первый и простей-1 ший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой. Это - 1 научение по механизму импринтинга, т. е. быстрого, автоматического,: почти моментального по сравнению с длительным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни 'пользованием практически готовых с рождения форм поведения. примеру, достаточно в поле зрения новорожденного утенка по-1ься матери-утке и начать двигаться в определенном направлении, 1' встав на собственные лапки, птенец начинает автоматически всю-У следовать за ней. Это происходит, как показал К. Лоренц, даже 1°, когда в поле зрения новорожденного птенца оказывается не 1'мать, а какой-либо иной движущийся предмет, например чело-1п ДРУГОЙ пример: достаточно прикоснуться каким-либо твердым 1"'том к внутренней поверхности ладони новорожденного, как 1дд автоматически сжимаются пальцы руки. Как только новорож-1дд и касается груди матери, у него сразу же срабатывает врож- Ыи сосательный рефлекс. Через описанный механизм имприн-"йяр-де-Шарден П. Феномен человека. М., 1987.- С. 77.

тинга формируются многочисленные прирожденные инстн включая двигательные, сенсорные и другие. По традиции, сл< шейся со времен И. П. Павлова, подобные формы поведения '1 вают безусловными рефлексами, хотя для их наименования 60 подходит слово <инстинкт>. Такие формы поведения обычно ге пически запрограммированы и мало поддаются изменению. Т менее элементарное научение хотя бы в виде подходящего <пус го> сигнала необходимо и для включения в действие инстщ Кроме того, показано, что многие инстинктивные формы пов< сами по себе достаточно пластичны.

Второй вид научения - условнорефлекторное. Начало его ' дованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный учения предполагает возникновение новых форм поведения ловных реакций на первоначально нейтральный стимул, 1 раньше специфической реакции не вызывал. Стимулы, котор собны породить условнорефлекторную реакцию организма,. восприниматься им. Все основные элементы будущей реакции должны уже быть в наличии в организме. Благодаря услов<1 лекторному научению, они связываются друг с другом в новуц му, обеспечивающую реализацию более сложной формы повН чем элементарные врожденные реакции. '

Условные стимулы обычно являются нейтральными с точ< ния процесса и условий удовлетворения потребностей оргд но он научается реагировать на них прижизненно в рез) систематического ассоциирования этих стимулов с удовлетв соответствующих потребностей. Впоследствии в данном п условные стимулы начинают выполнять сигнальную, или: тирующую, роль.

Условные стимулы могут быть связанными с условным циями по времени или в пространстве '(см. понятие ассоц Например, определенная, ставшая привычной обстановка, рой неоднократно оказывается во время кормления младенеИ норефлекторным путем может начать вызывать у него орган процессы и движения, связанные с приемом пищи. Слово как рое сочетание звуков, ассоциированное с выделением в п< ния или держанием в руке какого-либо предмета, может прЩ способность автоматически вызывать в сознании человека обр ного предмета или движения, направленные на его поиск.

Третий вид научения - оперантное. При данном виде 1 знания, умения и навыки приобретаются по так называемом проб и ошибок. Он состоит в следующем. Задача или сит которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс образных реакций: инстинктивных, безусловных, условньн низм последовательно пробует на практике для решения> каждую из них и автоматически оценивает достигнутый' результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, приводит к наилучшему результату, т. е. обеспечивает оптя приспособление организма к возникшей ситуации, выделяв


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: