Процесс научения, как деятельность, реализуется за счет' дующих учебно-интеллектуальных механизмов

Формирования ассоциаций. Этот механизм лежит в о установления временных связей между отдельными знаниями частями опыта.

2. Подражание. Выступает в качестве основы для форм> ния главным образом умений и навыков.

Различение и обобщение. Связаны преимущественно с рованием понятий.

' Ительсон Л. Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и усл Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.. 1981.

4. Инсайт (догадка). Представляет собой непосредственное отрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неиз-рстного в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт яв-"ется когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.

Творчество. Служит основой для создания новых знаний, редметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.

Задача совершенствования научения сводится к тому, чтобы действовать в нем все описанные механизмы. Успех научения зависит от многих факторов, и среди них важное место занимают психологические факторы. Это уже рассмотренные нами в курсе общих основ психологии мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, па-' пяти, мышления и речи, наличие у обучаемого необходимых волевых ц ряда других качеств личности; настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности и других. К числу психологических факторов успеш-, ности учебной деятельности также можно отнести умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, интеллектуальную развитость и сформированность учебной деятельности как учения. Все перечисленные факторы относятся не только к ученику, но так-1 же и к учителю, однако к последнему - в их специфическом прелом-1 лении. связанном с обучением других людей. Важное значение в 1 процессе приобретения знаний имеет установка на научение, т. е. постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи, смысл' конторой для учителя заключается в том, чтобы научить, а для учени-' ка-чему-либо научиться.

'\ Все рассмотренные факторы научения касаются личности, психологических особенностей людей, включенных в учебный процесс. Но, кроме них, есть еще средства и содержание обучения, тот учеб-1 ный материал, которым пользуются учитель и учащиеся. Он также Должен отвечать определенным требованиям. Важнейшее из них - Доступность и достаточный уровень сложности. Доступность обеспечивает усвоение этого материала учащимся, а достаточная сложность-психологическое развитие учащегося. Оптимальным по Ложности с психологической точки зрения считается такой учебный териал, который находится на достаточно высоком, но еще вполне Уступном для усвоения уровне трудности. Обучаясь на таком мате-' Риале, дети не только испытывают наибольшее личное удовлетворе- успехами, но и интеллектуально лучше всего развиваются.

: Субъективно важным моментом, связанным с оценкой учащимся ни трудности усваиваемого материала, является интерес к не-и связь данного материала с потребностями обучаемого, с имею-д я у него опытом, умениями и навыками. Интересный, знакомый ""ностно значимый материал обычно воспринимается учащимся "нее трудный, чем тот, который обладает противоположными теристиками.

Важный фактор успешности обучения и учения представляет бой продуманная система поощрений учащихся за успехи и на заний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения дола соответствовать реальным успехам и отражать не столько спо< ности учащегося, сколько прилагаемые им усилия. Наказав должны играть стимулирующую роль, т. е. затрагивать и актива ровать важные мотивы учебной деятельности, направленные достижение успехов, а не на избегание неудач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: