Рто мдов д д Основные проблемы развития мышления в процессе обучения // 2(Ц по возрастной и педагогической психологии.-Ч. 11.-М., 1981.-

в графических, предметных и знаковых моделях, позвод) изучить ее в <чистом> виде. Для этого у учащихся нужно сфо вать специальные предметные действия, посредством которц1 смогут в учебном материале выявить и далее воспроизвести'1 мую существенную зависимость, изучая ее собственные свс Это предполагает постепенный переход учащихся от внешних метных действий к их выполнению в умственном плане.

Ряд теорий научения относится к проблемному обучец такому, которое рассчитано не столько на усвоение готовы ний, умений, действий и понятий, сколько на непосредст развитие мышления учащихся в процессе решения ими разно ных проблем. Одним из первых свою психолого-педагогическ цепцию проблемного обучения у нас в стране разработал Л. ков. Следуя известному положению о том, что правильно ор<1 ванное обучение должно вести за собой развитие, Л. В.: сформировал и теоретически обосновал мысль, согласно к обучение детей необходимо вести на основе принципа <в уровня трудности>. Этот принцип <характеризуется не тем, * вышает некую абстрактную <среднюю норму трудности>, но 1 всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им ц и направление. Если учебный материал и методы его изуче ковы, что перед школьниками не возникает препятствий, должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и <

Данный принцип органически вошел в содержание цел(ла психолого-педагогических исследований, связанных с п)! ным обучением. А. М. Матюшкин определил два основны тия, которыми пользуется 'психологическая теория проб обучения: понятие задачи и понятие проблемной ситуащ тая их различными, автор с помощью понятия задачи 1 чает <такие интеллектуальные задания, в результате вып которых человек должен раскрыть некоторое искомое отн свойство, величину, действие> Задача как таковая не преде включение в нее субъекта действия. В отличие от нее прс ситуация характеризуется как <определенное психологиче стояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполз кого задания, которое требует открытия (усвоения) новы о предмете, способе или условиях выполнения действия субъекта решение проблемной ситуации означает определен в своем развитии, в получении нового, обобщенного знания ве решения содержащейся в ней проблемы.

' Занков Л. В. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной я.\ ческой психологии. Ч. II.-М., 1981.- С. 22. Далее, рассматривая теор< авторов, мы часто будем по традиции пользоваться термином <обучен <научение>.

" Матюшкин А. М. Теоретические вопросы проблемного обучения // Хр по педагогической и возрастной психологии. Ч. II. М., 1981.- С. 274..: Там же. С. 275.

основные компоненты, по которым выделяется и оценивается вторая ситуация как проблемная, следующие: '* - то неизвестное, что в этой ситуации содержится (отноше-"е способ или условие действия);

'' необходимость выполнения действия, направленного на ре-рцце поставленной задачи, вызванная потребностью в новом, ддлежащем усвоению знании;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: