Средства и методы воспитания

Под средствами воспитания понимаются способы организован- и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни и-воспитатели-воздействуют на других людей - воспитание - с целью выработать у них определенные психологические ва и формы поведения. Конкретно под средствами психологи-го воздействия на личность мы будем понимать предпринимае-, воспитателем действия, направленные на изменение личности 'туемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения,, нные с формированием поступков человека, убеждение, внуше- Преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отв< комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффен личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К1 например, можно отнести психотерапию, социально-психологич тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспит\ образцы поведения, демонстрируемые окружающими люды ступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемы дагогической, художественной, публицистической и другой ли1Й[ ре. Воспитательное' воздействие на человека как личность мож1 зывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и с.Щ повлиять на его психологию и поведение. "

Средства воспитания по характеру воздействия на ч можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают непосредственно личностное воздействие одного человека на го, осуществляемое в прямом общении друг с другом. ВтоЦ держат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо без личных контактов друг с другом воспитателя и вое емого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного ч и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в 1 воспитания его средства делятся на осознанные и неосоз В случае использования осознанных средств воспитательного ствия воспитатель' сознательно ставит перед собой опред< цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При исполк неосознанных средств воздействия принятие воспитательнй ний воспитуемым происходит без сознательного контроля с' роны, а также без преднамеренного воздействия со сторой тывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания лены воспитательные воздействия, его средства можно р на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могу и на практике чаще всего являются-комплексными, щими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичные можно разделить те средства воспитательного воздейств рыми пользуется воспитатель.

Каждое из описанных средств воспитания имеет свон и слабые стороны. Особенностью и достоинством, например го, личного воспитательного воздействия одного человека ИИ является то, что здесь в дело вступают такие виды науч заражение, подражание и внушение, основанные, в свою на эффективном механизме викарного научения. В данйЯ воспитатель может обойтись и без слов, ему достаточно Щ стрировать нужный образец поведения и обеспечить его'1 правильное восприятие воспитуемым. "1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: