Цели воспитания

Воспитание - вторая после научения сторона социализация бенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В от от обучения, где центром внимания является становление по> тельных процессов человека, его способностей, приобретение и& ний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирован ловека как личности, его отношения к миру, обществу, л Воспитание -это не отдельный процесс, а сторона научения,? щая много общего и отличного от того, что обсуждалось в прг щем разделе учебника. Общими для обучения и воспитания явл основные механизмы приобретения человеком социального он специфическими-результаты научения. Применительно к во нию ими являются свойства и качества личности, формы ее со. ного поведения, а применительно к обучению - знания, ум навыки.;;

Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психолог> нимаются философия, социология и педагогика. Но без псих< основные проблемы воспитания не могут быть не только реше даже и правильно поставлены, так как их понимание зав знания психологии личности, человеческих взаимоотношений логии различных социальных общностей. Предлагая те ила1 подходящие для всех детей или специальные, годные в ос для детей определенного возраста рекомендации, мы буде) раться на данные, заимствованные как из общей психологи из психологии возрастного развития. "

Воспитание начинается с определения его целей. Глдв дача воспитания - формирование и развитие ребенка как лЩ обладающей теми полезными качествами, которые ей необа для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливают навсегда и не являются постоянными в любом обществе. М" система общественного устройства и социальные отношения: няются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде 1 ний, которые предъявляют к личности человека новые те развития общества. В более или менее стабильные периоды венного развития и цели воспитания становятся относительны чивыми. Во время значительных социально-экономических г зований они становятся неопределенными. Данный учебник; тогда, когда наше общество еще не является стабильным, сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цы" тания не представляется возможным.

Но если общество достигло определенного уровня циви ности и культуры, если оно стремится его сохранить и пов1 какие бы радикальные повороты ни происходили в его истец должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было1 лом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованный К разряду непреходящих ценностей, не имеющих историчес сударственных границ, относятся общечеловеческие нрай

прости. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспи-" я на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с поня-ди добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе..о еще и духовность, свобода, ответственность личности за то, что исходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человеч-псь, бескорыстие, доброта.

духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов яд сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся ичиости это выражается в ее постоянном стремлении к нравствен-оу самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней, внешней независимости человека, сопровождающееся обязатель- признанием соответствующих прав за любой другой личностью, зависимо от ее социального положения, национальной, религиоз-" политической, классовой и иной принадлежности. Ответствен-ть-обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где добода есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности - это безответственность, ответственность без свободы-это рабство. То и другое могут стать самими собой лишь тогда, когда они сочетаются и взаимно Друг друга дополняют. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готов-юсть человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.,

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные вели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего мо-ента истории данного общества и определяют собой актуальное иправление его прогресса. Через некоторое время, когда общество Ивершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, №> могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в м, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивы№ людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: