В жизни далеко не все, что хотел бы сказать во можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное вие расширяет возможности воспитания. Данное средство

Является единственно возможным на ранних этапах детского зрития, когда ребенок еще не понимает обращенную к нему речь.)ио имеет большое значение для детей любого возраста. В педаго-цке его называют воспитанием на личном примере. Недостатком днного средства воспитания является персональная и временная раниченность его применения. Воспитатель может передать воспи-емому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель деко не всегда может постоянно находиться в личном контакте воспитуемым.

Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через дщгп, средства массовой информации и другие системы кодирования д передачи информации от одного человека к другому, может быть "азносторонним и сколь угодно длительным. Его можно сохранять и однократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний. о такое воспитание обычно лишено живой жизненной эмоциональной силы, которой обладает человек, оказывая прямое воспитательное воздействие на другого. Кроме того, такое средство воздействия имеет и. возрастные ограничения, оно применимо лишь к детям, уже владеющим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного.

Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами. Его недостаток-тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценить по причине недостаточной контролируемости сознанием.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека Р мире не только определяют его как личность, но и оказывают Решающее влияние на его поведение, значение данной области воспи-тельных воздействий существенно возрастает, и в современных овиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать оддерживать у воспитуемого определенные аффективные сосгоя- облегчающие или затрудняющие принятие им других психологи-их влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого от-"м по отношению к субъекту воспитательных воздействий, Нательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от "туемого, блокируют оказание на него воспитательного воз-вия.

1ц °веденческие воспитательные влияния непосредственно направ-1д поступки человека. Вынуждая его действовать определенным м и обеспечивая соответствующие, положительные или отри-313

нательные подкрепления совершаемым поступкам, такие вл< косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспш сначала совершает определенный поступок и только затем ос его полезность или вредность, в то время как во всех предь случаях изменения вначале происходят во внутреннем ми{ ности, а уже потом проецируются на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимос1. через любое из них можно оказать влияние на личность в'1 Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей став1 цент на какие-либо избранные воспитательные воздействия ваясь нужного результата. Однако полноценными воспитай воздействия будут лишь. тогда, когда они проводятся комгип затрагивают все сферы личности.

В последнее время на практике широкое распространенШ чили различные средства и методы психотерапевтического коррекционного воздействия на личность. Традиционно психо не была отделом педагогической психологии и понималась 1 соб лечения или предупреждения возникновения различно заболеваний, частично или полностью имеющих психогеннук ду, т. е. зависящих от психологического состояния человеЮ стоящее время во многих странах мира методы психотераД кого воздействия вышли за пределы медицинской практики широко применяться в психокоррекционных и психопрофил ких целях при воспитании личности к практически здоровы с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным 0081 условиям. К таким методам, в частности, относится с< психологический тренинг. Он включает в себя множество методик, значительная доля которых направлена на то,'ч учить человека лучше справляться с жизненными пробЙ стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесТ ные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с ок ми людьми, успешно решать деловые и личные проблемы

Применение психокоррекционных методов предполаг действие психолога и клиента (так называют здорового обращающегося за помощью к психотерапевту или ГК В ходе такого взаимодействия клиент рассказывает ст. о своих проблемах, а психолог или психотерапевт, вник помогает своими средствами клиенту справиться с э лемами.

В современной медицине и медицинской психологии пространена форма психотерапии, называемая психоаш основана на теории 3. Фрейда, на его трактовке двиЖ предпосылок и условий личностного развития человека, ПД ния его проблем и способов их разрешения. Задача, кот собой ставит психотерапевт, пользующийся психоаналитИЦ тодом, состоит в том, чтобы довести до сознания клиент знаваемые влечения, связанные с ними конфликты и способы психологической защиты от них, которыми КЛ1

Пользоваться на практике для управления собственными состоя-ми повышенной эмоциональной возбужденности и тревожности. вчитается, что как только бессознательные мотивы и внутренние дфликты станут осознаваемыми, с ними легко сможет справиться з разумной, рациональной основе любой человек.

Одной из методик, которой пользуется психоаналитик для об-ружения бессознательных конфликтов и оказания практической пд1у1оши клиенту, является метод свободных ассоциаций. Этот метод состоит в том, что психолог различными доступными ему способами аннулирует клиента к спонтанным речевым высказываниям, содержащим информацию о волнующих его проблемах (обычно это делается в состоянии гипноза или в условиях повышенной внушаемости клиента). Трудности и паузы, которые возникают в речи клиента при рассказывании о тех или иных событиях в ечю жизни, общее эмоциональное состояние клиента в этот момент времени показывают психоаналитику сферы жизни, с которыми вероятнее всего связаны неосознаваемые конфликты. Далее делается все, чтобы они стали осознаваемыми клиентом, и психолог оказывает ему помощь в том, как избавиться от данных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: