Нравственное воспитание детей в первые годы жизни

В раннем возрасте речь еще может идти только о воет детей нравственных чувств, а не нравственного сознания. ПО осознание нравственных категорий происходит гораздо п ребенку этого возраста недоступно. Напомним, что под мп

веются в виду разнообразные эмоции, связанные с поступками, рдметами материальной и духовной культуры, социальными собы-ями, природой и людьми. Система эмоций, которую составляют "оавственные чувства, формируется прижизненно в результате воспитания. Среди множества нравственных чувств есть благородные урства: порядочность, доброта, отзывчивость, сердечность и другие "так называемые неблагородные: зависть, злоба, вражда и пр. Нрав-ценное воспитание ребенка с раннего возраста предполагает формирование у него благородных чувств и предупреждение возникновения неблагородных.

Дети раннего возраста до 2,0-2,5 лет включительно способны понимать и переживать элементарные нравственные чувства. Им доступен язык высших человеческих эмоций, но они испытывают затруднения в восприятии и понимании вербального языка морали. Возникновению нравственных чувств генетически предшествует формирование у ребенка нравственных суждений и поступков, поэтому с них и следует начинать нравственное воспитание, тем более что в раннем возрасте потребность в общении с окружающими людьми у детей достаточно развита.

Постановка задачи нравственного воспитания детей раннего возраста вытекает из того уровня понимания, который им доступен. Ж. Пиаже, а вслед за ним и Л. Колберг показали, что до поступления в школу дети по уровню развития своего нравственного сознания находятся на ступени доконвенциональной морали. Эта мораль 'характеризуется тем, что источником нравственных суждений и образцом для подражания в нравственном плане для них является.почти исключительно взрослый человек. Однако в работах Пиаже и Колберга не содержится прямых указаний на то, когда и как следует начинать процесс морального воспитания детей. Нам думается, что таким возрастом является ранний дошкольный возраст. Основания для подобного вывода дают следующие рассуждения. Во-первых, к концу этого возраста ребенок овладевает ечью, и ему вполне уже можно объяснить, что хорошо и что плохо. Ро-вторых, в данном возрасте начинает оформляться самосознание Детей, первоначально выступая в форме элементарной самооценки, 'Ровня притязаний и претензий на самостоятельность в деятельности. в-третьих, к двум-трем годам ребенок уже имеет возможность срав-Чвать себя с другими. Наконец, в-четвертых, в раннем возрасте является сюжетно-ролевая игра и начинается процесс интенсифи-Ции общения, что также способствует формированию нравствен-оценочных суждений. Развитие таких суждений и появление Равственных поступков в период овладения ребенком речью можно РИТЬ за счет демонстрации ребенку примеров для подражания нравственном поведении и введения соответствующей <нравст-""ой> лексики в словарь ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: