Начало формирования социально важных качеств личности

Наступление раннего возраста связано с открывающими можностями для воспитания у детей таких ценных личностщ честв, которые наряду с интеллектуальными способностями ниями, умениями и навыками определяют успехи детей в р ных видах-деятельности. Это - самооценка, уровень притя? потребность в достижении успехов, самостоятельность, иницнЦ стремление к признанию (честолюбие). Ранний возраст пр" ляет собой начало сензитивного периода формирования всег важнейшего комплекса личностных качеств человека.

Сравнивая себя с окружающими людьми, многие дети возрасте около трех лет имеют определенную самооценку, она правильная, т. е. соответствует реальным положительны рицательным личностным свойствам, которые имеются у р< то он быстрее продвигается в своем развитии. Если самц оказывается неверной (что часто случается, когда ребенка н данно много хвалят или ругают), то нередко наступает за в психическом развитии. Ребенок с заниженной самооценкой но не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания лий там, где бы вполне мог добиться успеха. Ребенок с завы самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности <1 не очень старается. О правильности самооценки у детей '" димо начинать заботиться примерно с полуторагодовалого в<

Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, оценивает взрослый. Следовательно, именно взрослый в эт формирует самооценку ребенка. Родителям или воепитател бенно важно следить за тем, чтобы их оценки, даваемые были правильными. Значения таких слов, как <хорошо>,. <молодец>, и ряда других понимают уже полуторагодовал"-" летние дети. Их использование взрослым в общении с ] прямо влияет на формирующуюся самооценку ребенка. 1 роль в этом процессе играют побуждения ребенка со сторО> лого к оцениванию других детей, людей и самого себя. Если.?) ошибается в оценке, взрослый должен его поправить и о(почему тому или иному человеку или самому ребенку нуг другую оценку.

В одно время с самооценкой в онтогенезе складывается притязаний, т. е. величина тех успехов, на которые расЧ ребенок в различных видах деятельности. Уровень притя висит от того, каких результатов добивается ребенок, № часто его преследуют неудачи и как оцениваются успехи чи. Если успехи в жизни ребенка встречаются чаще, чем то у него формируется высокий уровень притязаний; если, н неудачи встречаются чаще, чем успехи, то возникает низ вень притязаний. Очень важно, чтобы в процессе воспитав мировался адекватный уровень притязаний ребенка, не зав

це заниженный, соответствующий его.реальным возможностям. дя этого бытовые и игровые задания, которые выполняет ребе-к, должны находиться на верхнем пределе возможностей ребенка, ть для него достаточно-трудными, но доступными. Для того чтобы уровень притязаний был адекватным, необходимо также стремиться \ тому, чтобы частота успехов ребенка примерно соответствовала стоте его неудач.

Нормальный уровень притязаний обычно имеют дети, которые де испытывают частых неудач, воспитываются в атмосфере доброжелательности и терпимости. Излишне опекаемые дети, лишенные поведенческой свободы и независимости, нередко имеют занижении уровень притязаний. Ребенок, выросший в атмосфере стро-"ости, воспитываемый исключительно методом поощрений и наказали, может иметь умеренно высокий уровень притязаний Наконец, ребенок, рано испытавший множество удач, капризный нередко обладает завышенным уровнем притязаний.

Самооценка и уровень притязаний взаимосвязаны в развитии, до сами по себе лишь в малой степени определяют те усилия, которые ребенок прилагает в решении разнообразных задач. Эти усилия больше зависят от особого личностного качества, которое называется потребностью в достижении успехов. Ранний возраст выступает как начало сензитивного периода ее воспитания.

Интересную закономерность, показывающую связь системы воспитания детей с развитием у них этой потребности, обнаружил Д. Макклелланд. Он показал, что формирование с раннего возраста самостоятельности и чувства ответственности у детей, развитие у иих стремления к достижению успехов положительно связаны с социально-экономическим развитием страны, где живут эти дети. Став взрослыми, люди, воспитанные подобным образом, начинают проявлять соответствующие положительные качества личности в своей профессиональной работе и тем самым способствуют развитию экономики своей страны. Такое воспитание ведет к усилению предпринимательской деятельности. В истории развития ряда мропейских стран - Греции, Испании и Англии - подъемы и спа-<ы показателей мотивации достижения успехов предшествовали, ответственно, подъемам и спадам в их экономическом развитии. Аналогичная зависимость обнаружилась между количеством патенте, полученных за изобретения (данные по США с 1810 по 1950 г.), ' Динамикой величины мотива достижения успехов у населения Раны.

Потребность в достижении успехов у ребенка раннего возраста Пинает складываться под влиянием системы поощрений и наказа-"ч. применяемых для стимулирования ребенка в его игровой дея-ности. Если практика воспитания такова, что взрослые обра-т особое внимание на успехи ребенка и почти не реагируют на Удачи, то у ребенка формируется и закрепляется именно Рббность в достижении успехов. Такой ребенок с удовольствием я за любое дело, непременно старается добиться в нем успеха


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: