Воспитание в учении

Поскольку учение предполагает общение и взаимодей< дей, то оно включает воздействие личности учителя на лиЧ) ника. Следовательно, в учебной деятельности происходит. научение, но также и воспитание. В самомучении человеке

Чяо

Отся не только знания, умения и навыки но формируются и зацепляются определенные качества личности, склонности, способ-сти, интересы, потребности, черты характера.

Основное содержание воспитательной работы, выполняемой в на-дьный период учения, связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, широких и глубоких познавательных интересов, люб-дц к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Эти качества личности вместе с другими, уже рассмотрении нами, закладываются в дошкольном возрасте. 'Их воспитание зависит от людей, которые с детства окружают ребенка, от их эрудированности, от доступности самому ребенку разнообразной инфор-иации.

Любознательность детей дошкольного возраста - а она у большинства детей этого возраста проявляется вполне естественным образом - надо всячески поддерживать и развивать. Необходимо обстоятельно, доступно и честно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, учить его самого находить на них ответы. Обучившись читать, ребенок в возрасте около 10-12 лет вполне в состоянии это делать сам. В распоряжении родителей и детей сейчас имеется целая библиотека справочной литературы по различным предметам. Эта литература имеется в библиотеках в пределах доступности для каждого ребенка. Очень важно с первых лет обучения в школе научить его самостоятельно работать с книгой, самому находить в справочной литературе то, что его интересует.

Конец младшего школьного возраста связан обычно с окончательным закреплением в психологии ребенка потребности в достижении успехов или противоположной ей потребности избегания неудачи. Вспомним, что начало формирования этой потребности относится <раннему дошкольному возрасту, так что всь период ее развития < закрепления охватывает примерно десять лет. Ближе к завершению младшего школьного возраста ребенок осознает жизненное эначение данной потребности и динамику ее функционирования. Дети, в частности, начинают различать способности и прилагаемые УСИЛИЯ и понимать, что их успехи зависят от старания-.

: Большое влияние на осознание личностных и внеличностных фак-РОВ, от которых зависит успех, оказывают оценки, даваемые детям "телями. Школьники 1П_V классов способны различать, когда и заслужены и когда они не соответствуют реальным успехах. ановлено, например, что, чем легче задача, за успешное решение "орой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим осно-м он считает, что учитель низко оценивает его способности. И, "Ротив, чем труднее задача, после неудачного решения которой к получает от учителя порицание, тем скорее он сделает вывод Осокой оценке учителем его способностей. Иными словами, уче-вполне понимает, что дефицит способностей может быть компен-н приложением усилий и, наоборот, недостаточность усилий р быть дополнена развитыми способностями. Это обычно и Годит в возрасте около 10-12 лет.

Для того чтобы достичь данного уровня психологическог вития, ребенок должен понять, что оценивать и хвалить людей не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия, 4101 ду усилиями и способностями имеются взаимодополняющие, ко1 сирующие отношения. При низких способностях можно добиты сокого результата за счет старания, а при отсутствии должног рания - за счет высокоразвитых способностей. Осознание факта, происходящее обычно в начале подросткового возраст новится сильным стимулом для самосовершенствования и на; сознательной мотивационной основой для самовоспитания.

Если неудача приписывается отсутствию необходимых то она не вызывает огорчения у большинства детей этого вс поскольку не заставляет их усомниться в своих способностя характерно главным образом для тех детей, у которых домшЭ мотивация достижения успехов, а не избегания неудач. У пят сников, например, удовлетворенность успехами коррелирует с] гаемыми усилиями в ситуации, когда им приходится соревщк со сверстниками. Для недовольства постигшей неудачей это., рактерно.

В случае успеха установлена значимая корреляция меа достью по поводу успеха и отнесением его на счет способностх прилагаемых усилий. Это говорит о том, что между 10 и 12: способности становятся значимым фактором при оценивании жении и порождают у детей соответствующие эмоции. В бол1 нем возрасте ссылка на способности обладает таким жеде&1 но только в ситуации успеха. Неудача на фоне значительные женных усилий, напротив, воспринимаете детьми с вырад отрицательным аффектом, поскольку приводит их к выводу статочных способностях.

Для правильного воспитания стремления к достижениЮЯ важно решить вопрос о том, как развитие данного стремлено сит от стиля общения взрослых и детей, от характера их взаЩ шений, складывающихся в ситуациях, где возможно дост успеха в какой-либо деятельности. Было показано, что темат ти которых во время обучения в начальных классах школьЯ ляли тенденцию избегать неудачи, в отличие от тех матер дети, напротив, обнаруживали доминирующее стремление хам, характеризуются' следующими склонностями в обр с детьми:

1. В оценках достижений своих детей эти матери ориентй на их соответствие средним социальным нормам, а не досП) уже результатам или индивидуально установленным нормИ них важнее то, соответствуют ли успехи их детей достижен> гих детей того же самого возраста, а не зависимость успехи от прилагаемых ими усилий и их же прошлых достижений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: