Привлечение ребенка и предоставление ему самостоятельности боре покупок сначала для себя, потом для семьи

. " Привлечение ребенка дошкольного возраста к участию в ком-Рческой деятельности там, где семья ею занимается. ' Привлечение детей к расчетам, связанным с семейным бюдже- " Выделение детям определенной денежной суммы на мелкие Ды, предполагающей экономию средств.

1ть такие виды домашнего труда, которые прямо или косвенно 1"Ь1 с самообслуживанием. Это - приготовление пищи, ремонт 1,товление деталей одежды, предметов домашнего обихода и 1 °"о пользования. Участие детей дошкольного и младшего школь-1.

Ного возрастав в этих видах труда обязательно, так как в вает у них независимость, самостоятельность, способность обслуживанию, ведет к быстрому взрослению ребенка.

Участие детей в сельскохозяйственных работах, в уходе з ниями и животными - это мощное средство экологического щ венного воспитания. Ребенок, которого не приучили пЮ-чло относиться к природе, не будет по-доброму относиться и к

ВОСПИТАНИЕ В ИГРАХ

До сих пор мы говорили о воспитании дошкольников и школьников в разных видах <взрослой> деятельности, на вре> о том, что перед нами дети, для которых одним из главных ви. тельности по-прежнему является игра. Большую часть своего дети данного возраста заняты не общением, учением или до трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой как и в остальных видах деятельности.

Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнений ним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы с нает служить средством формирования и развития у ребенку полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которв ограниченности возрастных возможностей детей не могутД формироваться в других, более <взрослых> видах деятельно в этом случае выступает как подготовительный этап развт ка, как начало или проба в воспитании важных личностны и как переходный момент к включению ребенка в более (эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельнс ние, общение и труд.

Еще одна воспитательная функция игр дошкольников зц ся в том, что они служат средством удовлетворения разШ. потребностей ребенка и развитию его мотивационной сфе появляются и закрепляются новые интересы, новые мотив ности ребенка.

Переходы между игровой и трудовой деятельностью В; ном и в младшем школьном возрасте весьма условны, та вид деятельности у ребенка может незаметно перейти Цг наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, об труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, вую очередь нужно позаботиться об организации таки соответствующие качества мЬгли бы проявиться и развит например, некоторые качества личности ребенок хорошо> вает в учении, общении и труде, то на базе этих кач> строить, создавать новые, более сложные игровые сит двигающие его развитие вперед.

Иногда элементы игры полезно вносить в само учение труд и использовать игру для воспитания, организуя по в данные виды деятельности. Не случайно педагоги и пс> комендуют проводить занятия с детьми 5-7-летнего возр<

: " группах детского сада и в начальных классах школы в полуигро- форме, в виде обучающих дидактических игр.

Игры детей дома и в школе можно использовать для практическо-д определения уровня воспитанности или уровня личностного разви-"и, достигнутого ребенком. В качестве примера такого использова-игры приведем опыт, проведенный В. И. Лениным'. Испытуемыми йь1ли дети в возрасте от трех до двенадцати лет. Методика исследо-дния состояла в следующем. В центре большого по площади стела да его поверхности лежала конфета или какая-либо другая очень привлекательная для ребенка вещь. Дотянуться и достать ее рукой, 'м> у края стола, было практически невозможно. Ребенку, если бы ищу удалось достать конфету или данную вещь, не залезая на стол, разрешалось взять ее себе. Недалеко от положенной на столе вещи уходилась палочка, о которой ребенку ничего не говорилось, т. е. не разрешалось и не запрещалось пользоваться ею во время эксперимента. Проведено было несколько серий опытов с разными испытуемыми ц в разных ситуациях.

Первая серия. Испытуемый -ученик IV класса, возраст 10 лет. течение почти 20 мин ребенок руками безуспешно пытается достать Конфету, но у него ничего не получается. В ходе опыта он случайно одевает лежащую на столе палочку, сдвигает ее, но, не воспользовавшись ею, аккуратно кладет на место. На заданный экспериментатором вопрос: <Можно ли достать конфету другим способом, не руками?> - ребенок смущенно улыбается, но не отвечает. В этой же йрии опытов участвует дошкольник, ребенок в возрасте 4 лет. Он сразу же, не раздумывая, берет со стола палочку и с ее помощью Придвигает к себе конфету на расстояние вытянутой руки. Затем покойно берет ее, не испытывая при этом ни тени смущения. Большинство детей в возрасте от 3 до 6 лет успешно справляются с заданием первой серии при помощи палочки, в то время как более старшие рт не пользуются палочкой и задачу не решают.

Вторая серия. На этот раз экспериментатор выходит из комнаты 'оставляет в ней старших детей в присутствии младших с заданием аршим во что бы то ни стало в его отсутствие решить задачу. Теперь Мее старшие дети справляются с задачей как бы с подсказки млал-, которые в отсутствие экспериментатора побуждают их восполь-аться палочкой. В первый раз на предложение младшего ребенка ь палочку старший отвечает отказом, заявляя при этом: <Так

*дый умеет>. Из этого заявления очевидно, что способ доставания Дмета с помощью палочки старшему хорошо известен, но он им Стельно не пользуется, так как воспринимает данный способ, видимому, как слишком простой и запрещенный. 'Ретья серия. Испытуемого - младшего школьника - оставляют "о в комнате, скрытно наблюдая за тем, что он будет делать.

- еще более наглядно выступает то, что решение задачи при по-Гпалочки ребенку хорошо известно. Оставшись один, он берет

"ччн Я. //. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хре-"" мо возрастной и педагогической психологии. Ч. 1.- М., 1980.

палочку, подвигает ею желаемую конфету на несколько сантш к себе, затем кладет палочку и снова пытается достать конфе кой. У него ничего не получается, так как конфета еще очень д< Ребенок вновь вынужден воспользоваться палочкой, но, сдед1 неосторожное движение, он случайно подвигает к себе конфету ком близко. Тогда он вновь отталкивает конфету к середине но не так далеко, оставляя ее в пределах досягаемости руки. 1 этого он кладет палочку на место и с трудом, но все же рукой д1 конфету. Так полученное решение задачи его, по-видимому, м< но устраивает, и он не испытывает угрызений совести.

Описанный эксперимент свидетельствует о том, что в в< соответствующем примерно времени обучения в начальных школы, младшие школьники, опираясь на усвоенные соцщ нормы, могут произвольно регулировать свое поведение в отс взрослого. Детям дошкольного возраста это еще недоступно

В. И. Аснин отмечает, что старшие дети, которые прй усилия для того, чтобы достать желаемую конфету руками с радостью принимали ее в подарок от взрослого. Те ке кто с точки зрения существующих нравственных норм сде< незаконно, т. е. добыл конфету <запрещенным> способом с пс палочки, или. вообще отказывались от награды, или же прй1 ее с явным смущением. Это свидетельствует о том, что у летщ шего школьного возраста в достаточной степени развита сам1 и они в состоянии самостоятельно следовать определенны ваниям, оценивая свои поступки как хорошие или плохие в мости от того, соответствуют или не соответствуют они саи

В младшем школьном возрасте, кроме того, мы встреч достаточно развитым рефлексивным чувством, со способно бенка правильно оценивать и понимать, как он выглядит со1 судить о своем поведении с точки зрения социальных ноЦд достойном или недостойном. Можно предполагать, что дет шего школьного возраста хорошо известно,.что такое сове ность, порядочность, а также другие нравственные качеству ти, причем в определенной степени эти качества представ них самих. '

Психодиагностические игры, подобные описанной, можи< зовывать и проводить с детьми в школе и дома. Они ел) рошим подспорьем в воспитании детей, так как позволяют Ц но точно устанавливать, какие качества личности и в како уже сформированы или не сформированы у ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: