Психодиагностика детей может и должна производит исключением особых случаев из области медицинской или) кой практики) только с согласия самих детей и их родител

1 денческом возрасте и других возрастах вплоть до подросткового та-1е решения могут принимать родители без детей. 1 3. Родители, за исключением тех, кто по закону был лишен роди-1 льских прав, могут знать результаты психодиагностического обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом-1 дсихологом сделаны на их основе. Психолог в свою очередь обязан давать исчерпывающие и достоверные ответы на все вопросы роди-1лей, касающиеся психологии их детей. 1 4. Результаты психодиагностического обследования без учета 1цногих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов родителей не могут служить основанием для определения судьбы. 1 ребенка и заключения о возможностях его обучения и воспитания. 1 5. Психолог, работающий в системе образования, должен провозить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой информаци-1ей о детях, с которыми они работают. 1 С большинством методи, применяемых в практической психо-1диагностике, связано понятие возрастной нормы, которая характеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой груп-1пы психологически и физически здоровых детей, отобранных на слу-(цайной основе. По возрастной норме, по отклонению от нее данных, полученных в результате проведенного обследования, определяется уровень развития изучаемого свойства у ребенка. Если его индивидуальные показатели оказываются выше нормы, то обычно говорят, 10 этот ребенок по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если его индивидуальные данные ниже нормы, то делается 1вывод о том, что он отстает от сверстников. 1 Следует иметь в виду, что возрастные нормы не являются абсолютными и неизменными, пригодными для оценки уровня психологического развития во все времена и у всех без исключения де-1й. Нормы почти всегда относительны и отражают состояние определенной выборки детей, на основе которой эти нормы получены. р каждом конкретном случае, когда в результате психодиагности-ческого обследования дают характеристику ребенку, включающую уценку уровня его психологического развития, следует указывать, 1* какой выборке или категории детей относится та норма, с ко-1рой сравнивается показатель развития данного ребенка. 1 Но это только одно из существенных замечаний, касающихся тактики использования возрастных норм. Второе - это изменчивость самих по себе норм. Известно, что по мере прогресса обществен-1 о"о развития меняется средний уровень интеллектуального, личност-1 ""о и поведенческого развития детей. С подобными фактами мы 1е встречались в курсе психологии, когда шла речь о развитии бальных способностей у детей. Следовательно, пользоваться нор-и, которые были установлены более десяти лет назад, практичес-д в настоящее время нельзя, так как они требуют обязательной проверки через каждые три-пять лет. третье и, пожалуй, самое существенное замечание касается того,

Что на основе оценки степени развитости у ребенка того или психологического свойства нельзя судить о том, как пойдет его) витие дальше. Это развитие, вообще говоря, зависит не столы достигнутого уровня, сколько от способности ребенка к научен приобретению нового опыта, а также от качества обучения, от с шенства учебной деятельности, от многих других факторов и о(тельств/То же самое можно сказать и о процессе личное развития детей.

Самые большие трудности в практической психодиагности> никают тогда, когд предметом психодиагностического прогнос кого исследования становятся способности детей. Первая из тр) тей состоит в том, что данные способности психологи могут выя и практически оценивать на основе того, как решает ребенок 081 ленные задачи. Само решение этих задач зависит не только оЦ собностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений выков. Составление прогноза результатов-развития, напротив, ет знания именно способностей. -

Кроме того, способности развиваются и перспективы их шенствования имеются практически у любого здорового ре Главное, на что должно быть обращено внимание при решено проса об улучшении способностей детей,- это создание опт ных условий для их развития. Нередко бывает так, что дети, о ющие даже более низкими показателями по психологически там, например, вследствие того, что их в свое время плохо о< и воспитывали, в благоприятных условиях довольно быстро до1 и обгоняют своих более благополучных в прошлом сверец Всякая психодиагностическая методика, прежде чем ее примеЙ детях и делать выводы, нуждается в апробации..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: