Этический кодекс практического психолога

Этическим кодексом называется свод моральных правил ния, на базе которых строится деятельность и взаимооя людей в той или иной сфере их общения. В основе этичес> декса лежат нравственные нормы, выражающие собой катетов ра, т. е. такие общие принципы, выработанные в историц ческой культуры и цивилизации, следование которым со4 благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливы> тивоположными являются категории, связанные со злом, орЦ на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит

Этический кодекс основывается на нормах морали, а': Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не суду в соответствии с законом, не может получить наказам кающее применение к нему мер принуждения. В отличие юридический кодекс опирается на нормы права, разрешак сильственные действия в отношении тех лиц, которые его нар осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждень ные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деят< практических психологов, входящих в ее структуры, этическ вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается практический психолог в системе образованвЙ иметь однозначное и точное правовое решение, быть расв(1 представлены в форме юридических норм, регламентируют вия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему части дится действовать и принимать решения на основе интуиции что не допускается в юридической практике. Зачастуя чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее прЭ решение или предохраняют от принятия скороспелого, прежд* ного и потенциально ошибочного решения.

Существует несколько источников, на основе которых вв ваются нормы этического кодекса практического психолог философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеологи тика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой-' ности, задающие базисные принципы морали для созданшйД ционирования этического кодекса. В философии, например вует и давно разрабатывается специальный раздел, котор называется - <этика>. В нем дается научное определений рассматриваются ее истоки, основные нравственные кат преобразование в процессе развития человеческой культур

1"цзации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе Определенные нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Дкультура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных 1 деловых отношениях людей. Составляющими социально-психоло-1цческой человеческой культуры также являются обычаи и традиции, Обеспечивающие социально-или национально-специфический кояо-1?цт этических норм. Идеология и политика также представляют собой Специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на нересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения.

Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе Профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в различных странах,, 1(де развернута и давно функционирует психологическая служба в системе образования, выработаны свои этические кодексы практических психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, спании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания ртого учебника.

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которыхни реализуются. Это - позиция, из которой <сходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, югда интересу развития ребенка кем-либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетвори-Кльно помочь ребенку или вынужден применять на практике не шолне проверенные и апробированные методики; отношения, склады-<ающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, Касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ре-нка.

[. Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в сис-р<е образования в различных ситуациях:

Профессиональная деятельность психолога в системе образо-ния характеризуется особой ответственностью перед детьми. 2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в проти-Речие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других Дей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции Максимальной беспристрастностью.

1. Работа психолога строится на основе принципа профессиональ- независимости и автономии. Его решение по вопросам профес-сиоМального психологического характера является оконча1 не может быть отменено администрацией учебно-воспитан учреждения, вышестоящими управленческими организация>

4. Отменить решение психолога вправе только специаль миссия, состоящая из высококвалифицированных психологов> ленная соответствующими властными полномочиями..!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: