Произвольным вниманием можно управлять при помощи сл< стимулов, вызывающих интерес. Чтобы привлечь внимание челощ чему-либо/достаточно как-то стимулировать его интерес. Слоив самоинструкция или вербальная саморегуляция внимания -и прямо или косвенно базируются на интересе. Иногда бывает д точно заставить себя увидеть в каком-либо объекте, явлений событии что-то интересное, чтобы надолго приковать к нему1 мание. Им в определенной степени можно управлять и чере1 приятие.
Более сложна и необходима для педагога саморегуляция пй Два из трех известных нам процессов памяти - запомина> воспроизведение информации - поддаются саморегуляции. Т процессом памяти - сохранением информации - управлять " нее, так как он работает на подсознательном уровне. Однако" определенную организацию запоминания косвенно можно упр и им. Саморегуляция мнемических процессов основана на раа) способах представления, ассоциирования, связывания в еди1 лое, мысленной обработки материала. Память улучшается, е< поминаемый материал удается представить зрительно, сия какими-либо образами. Запоминание можно ускорить, искусе:. вызывая из памяти другие перцептивные образы ипредстаИй мысленно связывая их с вновь запоминаемым материалом.
|
|
Можно сознательно управлять и мышлением, делая его продуктивным. Основные приемы саморегуляции мышления с.щ к следующему:
- внимательный анализ условий решаемой задачи; '" 1 - соотнесение требуемого результата с заданными услов целью установления того, чего в них не хватает для поЛ нужного результата;
- постоянная тренировка мышления, выражающаяся в стематическом упражнении;
- выработка определенной дисциплины мышления, пр гающей последовательный поиск и достаточную проработку ных альтернативных вариантов решения (это - средство называемого <зацикливания> в мыслительных процессах);
- проговаривание вслух или про себя определенных занных с поиском решения задачи;
- систематическая запись идей и уже предпринятых дс Эмоциональная саморегуляция базируется на умении упЦ состояниями мышечной системы организма, на активном 1 включении мыслительных процессов в анализ эмоциоген1 туаций.