Аутотренинг в работе педагога

Аутогенная тренировка, или - кратко - аутотренинг, представят собой систему упражнений, направленных человеком на себя 1 предназначенных для саморегуляции психических и физических 'остояний. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые 'ызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, ' том числе в педагогической работе, так как в общении педаго-э с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые Сзывают трудными и которые требуют эмоционально-волевой аморегуляции. Использование приемов аутотренинга позволяет че-овеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, по-"жительно сказывается на его работоспособности и состоянии здо-ья.' Те люди, кто систематически занимается аутотренингом, Мучают возможность рационально распределять и экономно ис-ьзовать свои силы в повседневной жизни, а в нужные моменты Сдельно их мобилизовать.

Аутотренинг основан на сознательном применении человеком нообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или,)1 против, тонизирования. Соответствующие средства воздейс включают специальные упражнения, предназначенные для измени тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов. Актий роль при этом играют словесное самовнушение, представления.и ственные образы, вызываемые волевым путем. Все эти среда психологического воздействия человека на собственный органна аутотренинге используются комплексно, в определенной послед тельности: релаксация, представление, самовнушение. Практиче отработка техники аутотренинга проводится в той же послед тельности.

Аутотренинг включает упражнения, направленные на упра ние вниманием, произвольное оперирование чувственными обрайа словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мца управление ритмикой дыхания. Система управления внимаН предполагает выработку способности концентрироваться и дли"] но удерживать внимание на каком-либо предмете, объекте, собв факте. Способность оперировать чувственными образами выраб вается через специальные упражнения, направленные на пб внимания с внешнего мира на внутренний и далее - на ощу1 и чувственные образы.

От сравнительно простых и привычных представлений в тренинге постепенно переходят к более сложным, например к'Я ставлениям силы тяжести, тепла, распространяющегося от части тела к другой, картин природы и т. д. При помощи спея ных слов и выражений, произносимых с разной громкостью, в внешней речи и речи про себя отрабатываются навыки ело самовнушения. Такое самовнушение, если оно используется ком умело, ускоряет наступление у него нужного психолаД кого или физиологического состояния. Словесные самовну в аутотренинге сочетаются с определенной ритмикой дыхания. ~ ление ритмикой дыхания достигается за счет упражнений,.уч щих или замедляющих вдохи и выдохи, уменьшающих или у1 вающих амплитуду дыхания. Все эти упражнения отрабатьи в трех основных положениях: лежа, сидя и стоя.

Упражнения, связанные с произвольной регуляцией мыш тонуса, также отрабатываются в определенной системе и по вательности. Сначала люди учатся расслаблять и напрягать Л легче всего поддающиеся контролю (мышцы рук и ног), зате ходят к мышцам, которыми труднее произвольно управлять цы шеи, головы, спины, живота), и, наконец, обращаются к спеЩ ным упражнениям, направленным на регуляцию тонуса мышЩ ренних органов.

Особенно сложными и важными упражнениями, входяи аутотренинг, являются те, которые направлены на регули состояния кровеносных сосудов головы и тела человека, их рЭ ние с целью достижения состояния релаксации и успокоен! сужение с целью повышения тонуса и активизации организма

упражнениях используется естественное тепло ладони руки человека 1 ц образные представления тепла или холода волевым путем. 1; Описанная система аутогенной тренировки полезна педагогам, веющим большую нагрузку и сталкивающимся в жизни с индиви- дуальными проблемами, касающимися их психофизиологического стояния, работоспособности и здоровья. Учитель или воспитатель, унимающийся аутогенной тренировкой, может больше дать своим 1 веникам и воспитанникам, чем тот, кто ею не занимается. Аутогенная тренировка, улучшая состояние здоровья педагога, повышая г(> работоспособность, тем самым увеличивает и его педагогическую плачу. При желании каждый учитель и воспитатель могут овладеть (егодами аутогенной тренировки и научиться пользоваться ими само-тоятельно, в отличие от психокоррекционной практики, которая тре-1ует совместной групповой работы и участия в ней профессиональ-10 подготовленных психологов.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах ема 1. Организация психологического самообразования педагога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: