Лекция 1. История психологии: предмет и задачи

Историческая справка

Курс «История психологии» начал читаться в 1911 году в университетах и для многих будущих психологов являлся обязательным в силу следующих обстоятельств:

1. Актуальности проблем прошлого для настоящего.

2. Преемственности предметов и методов изучения.

В 1965 году в США был выпущен первый журнал, освещающий проблемы в историческом аспекте – «Журнал истории бихевиоральных наук». Немного позже (в 1969 году) был создан Архив истории американской психологии. На сегодняшний день дипломированных специалистов по истории психологии готовят в нескольких университетах США, поскольку американцы убеждены в том, что представление о современной психологии возможно лишь только изучая происхождение и развитие науки. Девиз историков психологии: «Прошлое помогает объяснить настоящее!»

Курс «История психологии» объединяет все области исследования и все проблемы современной психологии. Он позволяет уяснить взаимосвязь между различными идеями, теориями и концепциями, выстроить их в единую картинку.

Затруднения: утраченные или искаженные данные; сокрытие данных; создание положительного или отрицательного образа личности ученого-психолога; ошибки при переводе; собственные интересы действующих лиц истории, т.е. искажение фактов сознательно или подсознательно непосредственно участниками событий.

Факторы, воздействовавшие на развитие истории психологии как науки: Экономический,.фактор войны и предрассудки (дискриминация).

Для объяснения развития психологии используют две теории: персоналистическую и натуралистическую. Первая опирается на достижения отдельных личностей. Согласно этой теории, движения вперед и перемены в науке приписываются влиянию исторических личностей. Ее основной тезис: «Человек делает время». Вторая теория утверждает, что изменения в научной жизни происходят от «духа времени», который делает людей восприимчивыми к определенным идеям. Здесь основной тезис: «Время делает человека».

Функции истории психологии как научной отрасли: - идеологическая;, функция междисциплинарных связей; функция рефлексии (самоконтроля и самопознания) по отношению к себе как к науке; функция сохранения, сбережения и обогащения психологических знаний; функция развития психологической теории; прогностическая; образовательная и воспитательная.

Задача истории психологии: прослеживание путей развития исследований и их теоретического оформления в каждом периоде становления науки, характеристика и анализ воззрений ученых, представителей разных школ и направлений.

Достаточно длительное время психология развивалась в рамках философии: «У психологии огромная предыстория и очень короткая история» (Эббингауз). И на сегодняшний день ответ на вопрос о том, какая из этих наук древнее, неодназначен, т.к. многие современные психологические проблематики занимают человеческую мысль с незапамятных времен. Явно то, что для психологической науки многие философские концепции выступают как методологическая основа. Развитие психологической науки немыслимо вне обращения к философским, социологическим, естественнонаучным, культурологическим работам. Однако поддержка непсихологических дисциплин не заменяет труд самоопределения психологической мысли.

Согласно самому названию предмета в переводе с греческого («наука о душе») первым этапом в становлении предмета психологи было изучение, объяснение души. Знания, стартующие еще со времен представлений древнегреческих философов, накапливались в противостоянии научного воззрения религии с ее мифологическими представлениями.

На самом деле душа не может выступать в качестве предмета или объекта науки, т.к. не совсем понятно к чему необходимо аппелировать: слишком размыто само понятие. Кроме того, душа не может быть признана объектом реальности: ее нельзя увидеть, измерить, с ней невозможно экспериментировать. А наука должна доказать или обосновать ее существование. Скорее всего она может являться объяснительным принципом.

На протяжении нескольких десятилетий той или иной научной школой поднимался вопрос о том, объектом науки является психика (психическая жизнь человека) во всем ее многообразии. Сделать ее объектом непосредственного исследования также невозможно. Она дробиться на миниобъекты: поведение, деятельность, установки, образы, чувства, переживания, желания, привычки, стереотипы как некая субъективная реальность (осознаваемая или неосознаваемая). Выбор «вторичного объекта» для их анализа зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь. Таким образом, психическая жизнь тоже скорее всего объяснительный принцип.

Мы попытаемся с вами проследить как менялись представления о душе, психике, а следовательно, менялся и предмет психологии как в донаучный период, так и в период существования как самостоятельной науки. А также подчеркнем, что объектом психологии как науки выступает, психика, а ее предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: