Психологическая мысль в странах Древнего Востока

Древние восточные истоки философского мышления.

Древнейшие письменные памятники востока не представляют собой целостных философских систем с точным понятийным аппаратом. Восточная культура и жизнь представлена мифами.

Миф – одна из форм выражения человеком своего отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношенийопределенной целостности. Это фантастический ответ на вопросы о возникновении мира, о смысле существующего порядка. В нем определяется также предназначение и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение тесно связано с религиозными представлениями. Миф содержит много иррациональных моментов, оживляет и персонифицирует природу, а также отражает накопленный до его создания опыт.

Для этого периода характерна зависимость человека от мифологических представлений. Миф – это универсальное объяснение достигнутого уровня познания. Поэтому постепенно наряду с религиозной картиной мира отводилось место и для идей, которые способствовали развитию науки и философии. Это были так называемые космогонические мифы: где, с одной стороны, были представлены вещи познанные и освоенные, с другой стороны, неизвестный и враждебный мир природы, который зачастую объяснялся с помощью устойчивого космического порядка.

В мифах достаточно часто присутствовал идеологический момент: восславлялось проводимое упорядочивание общества, а существующую власть подкрепляли божественным авторитетом. Это имеет отношение к проблематике, касающейся места человека в обществе. Например, подчеркивание божественного происхождения королевской власти, значение сословий священнослужителей, обоснование перемещения политической власти.

Отражались и вопросы, касающиеся познания смысла человеческой жизни, а также этических норм. Существовали так называемые свары – сборники пословиц, афоризмов, поучительных историй, где рассматривались жизненные ситуации и человеческие проблемы, а также давались советы, как их решать. Пример – «Эпос о Гильгамеше» - рассказ о судьбе и деятельности царя, подлинной исторической фигуры, который ищет бессмертия и задается вопросом о смысле жизни человеческой. Отражен традиционный пассивный подход человека к жизни и собственной судьбе. Однако, такой подход характерен далеко не для всего эпоса. Во многих доминирует мысль о временности человека на земле, которая подталкивает на реализацию своих стремлений и целей. Основной вывод: только собственными усилиями человек может достичь бессмертия.

Вопрос «как жить?» - центральный для древневосточного эпоса. Инна него пытаются дать ответ в поучениях, советах, которые имеют место быть в эпосе в самых различных формах.

В некоторых литературных памятниках поднимается вопрос относительно смысла религиозного культа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: