Неоплатонизм. Неоплатонизм — последнее самобытное течение античнос­ти — систематизировал платоновские идеи, дополнив их идеями стоицизма

Неоплатонизм — последнее самобытное течение античнос­ти — систематизировал платоновские идеи, дополнив их идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Основателем тече­ния был Плотин (205—270 гг. н. э.), главными представителя­ми — Порфирий (III в.), Ямвлих (IV в.), Прокл (V в.). Абсолютным первоначалом бытия, с точки зрения неоплатониз­ма, является Единое, которое невыразимо в силу своего беско­нечного богатства и полноты; к нему не может относиться ни­что из области конечного. Убедиться в бытии Единого возмож­но только на пути апофатической (отрицающей) теологии. Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь. Это — Сверх-бытие, Сверх-мысль, Сверх-жизнь. Единое есть «благо, которое само себя творит», «самопродуцирующаяся активность». Объясняя происхождение всего сущего из Единого, Плотин прибегает к образу света, освещающего все вокруг себя, извеч­ного источника эманации, посредством которой возникают все менее совершенные и все более множественные сферы бытия. Продуцируя все сущее, Единое ничего не утрачивает. Процесс происходит вне времени. Единое свободно создает самого себя в бесконечной потенции, продуцируя также отличное от себя. Вторая ипостась Единого — Ум или Дух, само себя мыслящее мышление (аристотелевский бог), которое содержит в себе, как свое собственное достояние, множественный мир платоновских идей. Обращенный к Единому Ум един. Отвращенный от Еди­ного Ум множественен. Мысля свое содержание — идеи, Ум од­новременно и творит их. Третья ипостась Единого — Душа. Ее отличие от Единого и Ума в том, что она существует во вре­мени. Непосредственно мировая Душа происходит от Ума, опо­средованно — от Единого. Душа имеет две стороны: верхняя об­ращена к Уму, нижняя — к чувственному, феноменальному миру, выступая источником движения и порождения конкрет­ных единичных вещей. Материя есть тьма, результат угасания свечения Единого. Материя в неоплатонизме — источник зла, но, так как она не является самостоятельным началом, так и зло — это всего лишь недостаток должного быть добра. Все сущее, в свою очередь, стремится к Единому, но наиболее осоз­нанно это стремление проявляется у человека, душа которого в состоянии экстаза способна отделиться от тела и слиться с Еди­ным как Богом.

Неоплатоническое учение о триединстве Единого, Ума и Души, о мистическом постижении Единого, а также рассмот­рение зла как недостатка добра оказали существенное влияние на формирование некоторых догматов христианства в учениях «отцов церкви», как западных, так и восточных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: