Глава V учение Аврелия Августина

 

Об Аврелии Августине следует говорить особо, прежде всего пото­му, что значение его творений для последующего культурного развития Запада по своему масштабу несопоставимо с иными творениями патри­стики. В западной части бывшей Римской империи не очень хорошо знали произведения восточных Отцов церкви1. Знакомство затруднялось языковыми трудностями: знатоков греческого языка среди деятелей за­падной церкви было не так много. На этом фоне Августин, писавший по-латыни, оказывался, конечно, более доступен и понятен, посколь­ку латынь была (и остается до сих пор) официальным языком римско-католической церкви. Эти факты нисколько не умаляют глубины и со­держательности трудов Августина, которые представляют познаватель­ный интерес для современного изучения философии уже по этой причине. Кроме того, без знакомства о трудами Августина невозможно понять смысл последующей философской эпохи на Западе — эпохи схоласти­ки, которую мы будем рассматривать в следующем разделе.

Аврелий Августин родился в 354 г. в Тагасте, городе на северном побережье Африки. Обучался риторике в Карфагене. Затем он переез­жает в Италию, сначала в Рим, а вскоре в Милан. Здесь он становится профессором риторики, изучает философию, на некоторое время примыкает к сторонникам манихейства. Однако после серьезных раз­мышлений он принимает христианство и в 387 г. возвращается в Аф­рику, где посвящает себя священнической деятельности. В 395 г. он становится епископом. На этот период приходится расцвет его лите­ратурного творчества. Умер Августин в 430 г.

В течение жизни мыслитель прошел извилистый путь духовной эволюции. Долгое время его мучили сомнения, его дух находился в исканиях истины. Особую роль в его поисках сыграла встреча в Мила­не с епископом Амвросием — выдающимся христианским деятелем, почитаемым ныне, как и Августин, одним из Отцов западной церкви. Длительная беседа с Амвросием произвела на Августина неизглади­мое впечатление. После этой беседы ранее недоступный и непонят­ный текст Библии стал доступен и понятен, и это разрешило для него все сомнения. Августин осмысливает содержание Библии в философс­ких терминах, излагая свои размышления в многочисленных трудах. Наиболее известными из них являются «О граде Божьем» и «Исповедь». Назовем также некоторые другие: «О блаженной жизни», «О Троице»,



«О христианском учении», «Об обычаях католической церкви и об обычаях манихеев», «О свободной воле», «Об истинной религии», «Христова благодать и первородный грех».

Огромность созданного Августином становится очевидной из того факта, что его произведения составили свыше сорока томов. Влияние его творений на последующее культурное и философское развитие трудно переоценить. Немного найдется фигур в истории мысли, кого можно было бы поставить рядом с Августином. По степени воздей­ствия на культурное развитие Западной Европы его часто сопоставля­ют с философом и богословом XIII в. Фомой Аквинским. Современ­ный мыслитель К. Ясперс отнес Августина к числу трех основателей философского знания. По его мнению, это Платон, Августин и Кант. Уважение и восхищение Августином ярко выразил поэт и гуманист эпохи Возрождения Ф. Петрарка: «С Августином, конечно, сравнять­ся не может, по-моему, ни один человек; ведь если в его изобильный талантами век ему, на мой взгляд, не было равных, кто сравнится с ним теперь? Слишком велик был во всех отношениях этот человек, слишком неподражаем»1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: