Ценности – это определенные моральные установки, стандарты и убеждения, разделяемые сотрудниками. Они определяют принципы взаимоотношений в организации и с внешним миром.
На самом высшем уровне к ценностям относятся: свобода, справедливость, честность, демократия, достаток, лояльность, доверие.
Нормы – это некоторые неписаные правила поведения, знание которых позволяет членам организации вести себя в определенных ситуациях так, как от них ожидают.
Ценности и нормы находят свое выражение в следующих аспектах организационной деятельности, одновременно оказывая существенное влияние на них:
- цели, как условия функционирования организации и как реакция на внешний мир;
- отношения с клиентами и конкурентами (вежливость, честность, выполнение обязательств, деловая этика и т.д.);
- ориентация социальной политики организации (поддержка сотрудников, забота о них и т.д.);
- отношения между сотрудниками (уважительность, гендерные отношения, отношение к молодежи и пожилым сотрудникам);
|
|
- дисциплина и организованность;
- отношения между руководством и подчиненными (открытость или закрытость, уважение или презрение, дистанция или фамильярность, «вы» или «ты», поощрение инициативности или конформизма и т.д.).
Организационный климат
Это понятие, пожалуй, наиболее трудно идентифицируемое, отражает особенности взаимоотношений между сотрудниками с социально-психологической точки зрения – напряженности, эмоциональности, агрессивности общения, особенностей реагирования
друг на друга и «чужих».