Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена и наоборот.
Коэффициент эластичности предложения по цене определяется по методике аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса по цене.
EpS = | ∆Q/Q | , | (6.5) | |
∆P/P |
Эластичность предложения по цене зависит от других факторов. Это:
1. резервы производственных мощностей;
2. уровень товарных запасов;
3. количество времени у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цен. Чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше возможности увеличить предложение;
4. способность товара к длительному хранению, а также стоимость их хранения. Если товар не может храниться долгое время, то снижение цены на рынке незначительно повлияет на предложение.
Эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения количественного и качественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности.
|
|
Изменение спроса и предложения при изменении цены происходит во времени. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения. Различают кратко- и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по мере увеличения временного периода возрастает.
Коэффициент эластичности предложения также может быть рассчитан в зависимости от изменения дохода производителя и изменения цены на другие товары.
Концепция эластичности играет большую роль при установлении фирмой цен на собственную продукцию и при осуществлении государством мер по регулированию цен, а так же при принятии решений в области политики налогообложения.
Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и общий доход товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность и налоговое бремя
Существует определенная зависимость между эластичностью спроса по цене и размером совокупной выручки (рис. 6.3).
Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:
TR =P x Q, (6.6)
где: TR – совокупная (общая) выручка (доход);
Р – цена;
Q – количество.
Если спрос по цене эластичный (EРD > 1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к снижению совокупной выручки.
Ценовая эластичность имеет важное значение для фирм, пытающихся найти такую цену, при которой был бы обеспечен максимум прибыли (монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация).
|
|
В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимальной цены, которую потребитель готов заплатить за товар, то образуется излишек, который на рисунке 6.4 описывается площадью РmaxEPE.
Потребительский излишек – это разница между максимумом цены, который потребитель готов заплатить за единицу товара и той ценой, которую он заплатил, т.е. равновесной ценой, сложившейся на рынке
В свою очередь, равновесная цена как правило выше минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы с наиболее совершенными методами производства. Тем самым излишек производителя графически представлен на рис. 6.4 площадью Pmin PE Е.